Они не стреляли и не лечили раненных, но стали настоящими символами Победы. Сколько их было вчерашних школьниц, которые под обстрелами и бомбежками указывали путь военным колоннам? И как сложилась их жизнь после войны?
Регулировщица Лидия Спивак — после замужества она стала Овчаренко — ушла на фронт
Вернувшись с фронта, Лидия переехала из Запорожья в Донецк, закончила педагогический институт, где сейчас ей посвящен стенд «Наша Лида». И забылась бы та берлинская история, если бы однажды в местной газете не напечатали ее фотографию. Только вот с подписью напутали — «неизвестная регулировщица в центре Берлина». Но однокурсники сразу узнали в девушке в форме Лидию. Лидия Овчаренко умерла в
Попасть в кадр кинохроники можно было и не по разнарядке. Евгений Халдей снимал знамя над Рейхстагом, а оттуда до Бранденбургских ворот — рукой подать, а там на посту регулировщица Мария Лиманская. Вот вам и еще один символ Победы.
С ее фотографией вышла похожая история. Много лет спустя снимок попал на обложку журнала «Работница». Фамилию под фотографией перепутали, но пациенты больницы, где Лиманская работала санитаркой, ее тотчас узнали. Потом уже автор снимка — Евгений Халдей — разыскал ее, прислал фотографию с подписью. Сам снимок вошел в историю Великой Отечественной, но Мария Лиманская никогда не придавала этому особого значения. Главное для нее то, что она вернулась домой.
Теперь с цветных карточек ей улыбаются правнуки. Эти фотографии пришли из Германии — внучка вышла замуж за немца, живет теперь там. Бабушку не раз звали в гости, и ей самой хотелось бы снова оказаться у Бранденбургских ворот, но для перелетов здоровье уже, кончено, не то.