Забастовка владельцев грузовиков и автоцистерн, которая продолжается уже пять дней, оставила с пустыми баками всю страну на пике туристического сезона.
Греческие военные стали дальнобойщиками — на борьбу с топливным кризисом власти бросили армию. Забастовка владельцев грузовиков и автоцистерн, которая продолжается уже пять дней, оставила с пустыми баками всю страну на пике туристического сезона.
Почему в Греции теперь не все есть, выясняла Анна Шматова. Репортаж НТВ.
Если в начале забастовки к бензоколонкам выстраивались длинные очереди, то на пятый день стачки стоять уже не за чем — на большинстве заправок Греции бензина больше нет. Страна оказалась практически парализованной, начались перебои с поставками продуктов и лекарств.
Отчаянные времена требуют отчаянных действий: не сумев договориться с профсоюзами, власти пошли на крайне редкий шаг и выпустили декрет о гражданской мобилизации забастовщиков. Такая мера применяется в чрезвычайных ситуациях — во время войны или стихийных бедствий. Водителям просто приказали сесть за руль под угрозой уголовного преследования и тюремных сроков.
Но акция правительства не сработала. Накануне профсоюзные лидеры приняли решение не подчиняться декрету. На митингах в ход пошли обращения к героической истории.
Спирос Капетаниос, организатор забастовки: «Царь Леонид и его 300 спартанцев сказали: попробуйте пройти и забрать то, что наше по праву! И сражались до конца. Мы говорим то же самое. Мы не сдадимся».
Владельцев грузовиков и автоцистерн в Греции в сотни раз больше, чем спартанцев у царя Леонида — около 33 тысяч. И им есть за что сражаться. Дальнобойщики на собственных машинах в Греции — одна из самых, что называется, закрытых профессий. Большинство из тех, кто работает сейчас, в свое время заплатили государству за лицензии по нескольку сотен тысяч долларов, и новых разрешений не выдавалось десятки лет.
А теперь власти планируют либерализовать рынок грузоперевозок, то есть, по сути, пустить на него всех желающих. Этого от греческого правительства требует Евросоюз. Недавно он выделил стране многомиллиардный антикризисный кредит, поставив жесткие условия, в частности, касательно свободной конкуренции.
Георгий Цорцатос, глава Федерации владельцев грузовиков: «Мы не намерены хоронить свои лицензии и служить по ним панихиду. Нет, нет, напротив, мы будем праздновать, как делали наши предки, когда шли на битву».
Настоящие битвы, между тем, уже начались. В четверг в Афинах полиция разогнала демонстрацию протеста у здания Минтранса с помощью слезоточивого газа. А накануне в Салониках дальнобойщики и стражи порядка сошлись в рукопашной — водители пытались не выпустить транспорт с территории нефтеперерабатывающей фабрики. Дорогу автоцистернам полицейским пришлось расчищать силой.
На войне как войне: на борьбу с бензиновым кризисом власти бросили армию. Топливо на стратегические объекты — аэропорты, электростанции, больницы — сейчас развозят военные машины. Правительство готовится передать данные на всех
Димитрис Реппас, министр транспорта Греции: «Государство не бессильно, и общество не останется без защиты. Реформы продолжатся, а те, кто несет ответственность перед всем греческим народом, обязаны наконец это осознать».
Обе стороны полны решимости, и сколько будет продолжаться противостояние, сказать трудно. Между тем очередная стачка, которая оставила страну без топлива, напротив, подлила бензина в огонь туристического кризиса. Опасливые европейцы этим летом едут в Грецию весьма неохотно.
А вот наши соотечественники, наоборот, с удовольствием. Спрос на это направление не только не упал, но даже вырос. Туроператоры отмечают, что россиянам сейчас по большому счету все равно, куда бежать от аномальной жары, лишь бы добраться до моря, а оно из Греции никуда не делось.
Кроме того, внутренние проблемы греков интуристов пока не касаются: самолеты, междугородние автобусы и морской транспорт работают на своих топливных запасах без перебоев.