Петербургские скульпторы провели эксперимент в области бесконтактной реставрации.
Смелый эксперимент завершился в одной из реставрационных мастерских Петербурга. Впервые российскими специалистами для изготовления копии скульптуры применили лазерную технологию. Теперь мировой шедевр с символичным названием «Прима вера» сделает опытное направление в отечественной реставрации обычным.
Реставрационные технологии будущего специально для НТВ увидел корреспондент Борис Иванин.
Физик Вадим Парфёнов пытается наглядно объяснить, в чем уникальность новой технологии. Метод копирования, который предлагает он, — бесконтактный. В лаборатории скульптуру просто прощупывают лазером.
Любое прикосновение — даже чтобы сделать слепок — губительно для мрамора. От времени и непогоды бюст и так слегка подустал.
Вадим Парфёнов, руководитель лаборатории лазерных технологий: «Если посмотреть повнимательнее, тут видны трещины на поверхности скульптуры, имеются сколы, утраты авторского материала. Все имеющиеся здесь дефекты в процессе реставрационных работ необходимо устранить».
Все повреждения и дефекты, даже те, которые нельзя увидеть невооруженным глазом, распознать с помощью лазерных технологий уже не составляет труда. После обследования данные помещают в компьютер: получается трехмерная модель. Фактически — цифровой паспорт произведения искусства.
Следующий этап проходил уже в Италии. За дело, как и почти 300 лет назад, взялись зарубежные мастера. На фотографиях запечатлен весь процесс рождения «Новой весны». Так в переводе звучит «Прима вера» — название этой скульптуры. Мрамор тоже родной, итальянский шлифовали несколько раз. После обработки в
Вадим Парфёнов, руководитель лаборатории лазерных технологий: «Когда мы поставили две скульптуры рядом, оригинал и копию, и смогли увидеть незначительные отличия, которые
После реставрации настоящая «Прима вера» отправится в Царское Село, но уже в музейные интерьеры. Ее место в парке давно и прочно заняла копия. Эта «Прима» блистает в стороне от своих стареющих сестер. Иначе уж очень сильно видна разница в возрасте. Здесь это пока единственная копия. Группы туристов специально знакомят со скульптурой.
Ирина Степаненко, хранитель скульптур Государственного
Шедевров мировой скульптуры, которые требуют реставрации или вовсе нуждаются в замене, в Царском Селе хватает. Хранитель признается: она бы с удовольствием отдала на копирование и другие. «Танцовщицу Кановы» и парочку нимф, например.
Но денег на все пока не достаточно. Создание первой копии реставрационная мастерская вообще финансировала из собственных средств. Музеи в этот эксперимент тогда просто не верили.
Сейчас всерьез заинтересовались. Так что в будущем в Петербурге может произойти скульптурная революция, если устаревшие методы воссоздания мировых шедевров уступят место более современным.