Конституционный суд сегодня признал сразу несколько норм уголовного и административного кодекса несоответствующими главному закону страны.
Конституционный суд сегодня признал сразу несколько норм уголовного и административного кодекса несоответствующими главному закону страны.
Речь идет о таможенных нарушениях, с чем сталкивались многие, кто покупал за границей
Как теперь будут считать, разбирался собственный корреспондент НТВ в Петербурге Илья Федосов.
Ничто не совершенно — ни таможенные правила, ни Уголовный кодекс, ни Кодекс об административных правонарушениях. Но после сегодняшнего заседания Конституционного суда многие статьи законодательства станут значительно ближе к идеалу, особенно те, где речь идет о контрабанде.
До решения Конституционного суда стать
Затем начиналось самое интересное. При определении стоимости незаконно ввезенного товара товарные чеки во внимание уже не принимались. Общая сумма рассчитывалась на основании так называемых среднерыночных российских цен. Дизайнерская сорочка или блузка, купленная за границей за 40 долларов, в России, как правило, стоит около 4 тысяч рублей. Поэтому общая стоимость задержанных вещей возрастала в несколько раз, и возбуждалось уголовное дело.
Николай Мельников, судья Конституционного суда РФ: «В нашем случае, к примеру, Валуева, прилетев из Канады, везла товар. У нее был подтвержден этот товар товарными накладными на 155 тысяч рублей. Но когда она пересекла границу, ей вменили уже рыночную стоимость на территории Российской Федерации. И она была выше на 80 процентов, то есть составила 278 тысяч рублей. Фактически человек, приобретая за границей товар, предвидеть, какие для него наступят последствия при таком регулировании, просто не может».
Сейчас уголовная ответственность наступает только в том случае, если стоимость незаконно ввезенного товара превышает полтора миллиона рублей. Но до апреля этого года особо крупным размером контрабанды называли вещи на сумму более 250 тысяч. Такой лимит превысить несложно, поэтому сразу несколько человек, привлеченных к уголовной ответственности по статье «Контрабанда», подали запросы в Конституционный суд.
И вот сегодня было оглашено решение: отныне таможенники не имеют права рассчитывать стоимость задержанных вещей по рыночным ценам.
Николай Мельников, судья Конституционного суда РФ: «Надо за собой возить эксперта, который тоже не в состоянии определить эту стоимость применительно к Российской Федерации и того региона, где определяется эта стоимость. И вот в этом контексте, естественно, человек не может предвидеть. И, естественно, нарушаются принципы равенства и справедливости. И норма признана неопределенной».
Кроме того, при определении общей стоимости незаконно ввезенного товара будет вычитаться та часть, которую разрешено ввозить без декларирования — 65 тысяч рублей. До сегодняшнего решения такой практики не было.
Можно сказать, что Конституционный суд полностью поддержал позицию заявителей. Теперь судебные решения по их делам должны быть пересмотрены. По словам сына одной из заявительниц, не исключено, что они с матерью будут добиваться компенсации морального вреда. Тем более что до сих пор им не возвратили вещи, задержанные на таможне.
Эмиль Валуев, сын заявительницы: «Мы делам вывод о том, что вещи в принципе отсутствуют, поскольку на протяжении двух лет после вступления в законную силу постановления о возвращении вещей законному владельцу нам в этом всячески препятствуют».
Смысл сегодняшнего решения Конституционного суда можно изложить совсем кратко: если вы