Сначала он назывался Брянским, теперь Киевским. Хотя мог бы стать Бородинским. Решение о его строительстве приняли в 100-летний юбилей Бородинского сражения. Но вместо вокзала в 1912 году построили мост. А первый поезд с уникального перрона, который возводили по самым современным технологиям, отправился только 18 февраля 1918 года. Сегодня Киевский вокзал один из крупнейших в мире. Ежедневно через его турникеты проходят 32 тысячи человек.
Киевский задумывался как символ мощи российской армии. Его заложили в честь
Как отмечает корреспондент НТВ Алина Репина, раньше Киевский вокзал назывался Брянским.
Айрат Багаутдинов, экскурсовод: «Здесь собраны все лучшие достижения техники и искусства времен первой мировой войны. Это была Россия, которую мы потеряли».
О церемонии открытия мало что известно. Первая мировая еще не закончилась, а гражданская уже началась. Под неоклассическими колоннами, лепниной и барельефами спали на тюках переселенцы, вокзал был тифозным и вшивым. Отсюда для тысяч белогвардейцев начиналась заграница. На полу — метлахская плитка, подошвами скольких сапог затоптанная, а за 100 лет истерлась на один миллиметр. Вот шуховский дебаркадер — ажурная крыша над железнодорожной платформой, куда 100 лет назад вместо аэроэкспрессов прибывали бронепоезда.
Владимир Шухов, правнук инженера Владимира Шухова: «Все делалось вручную. Простые мужики в зипунах собирали это на морозе, а до сих пор стоит».
Подробности — в сюжете.