Британские парламентарии впервые в истории провели заседание за пределами Соединенного Королевства. Члены специальной комиссии отправились в Вашингтон, чтобы с пристрастием допросить представителей трех интернет-гигантов Google, Facebook и Twitter. Главная цель этой необычной поездки отыскать мифический русский след в результатах референдума по Brexit.
Такого еще не бывало. Впервые в своей истории британский парламент проводит свою сессию не в Вестминстерском дворце, а на выезде, за границей, в Вашингтоне. Комитет по цифровым технологиям, культуре и медиа Палаты общин взялся найти российский след в референдуме о выходе Великобритании из Евросоюза. В американскую столицу был отправлен десант из 11 парламентариев, чтобы лично посмотреть в глаза технарям из Facebook, Twitter и Google.
Собственно, еще в прошлом году на запрос британского парламента представители крупнейших американских
Юнипер Даунс, директор по публичной политике и контактам с госструктурами компании YouTube: «Мы провели обстоятельное расследование вокруг референдума о Brexit и не нашли абсолютно никаких доказательств. Мы изучили все рекламные объявления с любыми связями с Россией. Мы не нашли никаких свидетельств того, что хоть один из наших сервисов был использован для вмешательства в референдум».
О том, что это именно русские сделали так, что Британия проголосовала за выход из Евросоюза, сначала заговорили американские политики. Мол, если Россия подрывает демократию в США, а это тут уже воспринимается как данность, то она и в других странах делает то же самое. Так истерия перекинулась через океан.
Британский премьер Тереза Мэй в ноябре прошлого года открыто обвинила Россию в развязывании кампании по дезинформации накануне выборов в парламент и объявила о создании специальной киберслужбы по противодействию иностранному
Ник Пиклс, директор по публичной политике и благотворительности в Великобритании компании Twitter: «Менее 40 аккаунтов, так или иначе связанных с Россией, действовало в Twitter в преддверии референдума по вопросу о Brexit в Великобритании, а записи от таких пользователей почти не распространялись в этой социальной сети».
Чтобы было нагляднее: это 5 тысячных от общего числа аккаунтов, распространявших твиты о референдуме. Всего 942 твита. Капля в сети, которая ежедневно выдает в среднем 500 миллионов сообщений.
Похожая картина и в Facebook. По подсчетам самой компании, на рекламу Brexit русские потратили меньше 1 фунта стерлингов. Чашка кофе стоит дороже. Даже российское посольство в Великобритании саркастически поинтересовалось: «Русская компания тратит 72 пенса на рекламу в Facebook, вмешательство, гибридная война, парламентское расследование. Джордж Сорос тратит 400 000 фунтов, чтобы сменить правительство: не о чем беспокоиться».
Прозаседав несколько часов, британцы так и не добились ответа, который они очень хотели услышать от соцсетей. Facebook, впрочем, намерен продолжить поиски российского следа, а тем временем компания пообещала совсем скоро сделать максимально прозрачной публикацию платных политических роликов на своих страницах.A Russian company spends 72p on Facebook ads: interference, hybrid war, parliamentary inquiry
— Russian Embassy, UK (@RussianEmbassy) 8 февраля 2018 г.
Soros spends £400K on bringing down UK Government: nothing to worry about pic.twitter.com/yeCZw4Z2B1
Как передает корреспондент НТВ Алексей Веселовский, результатом слушаний британские парламентарии явно остались недовольны. Казалось бы, еще совсем немного и можно будет свалить вину за Brexit на русских, как в Америке демократы обвиняют Россию, мол, это благодаря ей она получила Трампа. Но пока не везет. Однако британский парламент не намерен прекращать это расследование. Итоги обещают опубликовать в середине года.