В Эрмитаже представили обширную коллекцию швейцарских витражей.
У посетителей Эрмитажа появилась уникальная возможность изучить неизвестные страницы истории одной из европейских стран. В музее открылась выставка швейцарских витражей.
Их ценность не только в качестве выполненной работы. Ведь именно в Швейцарии роспись стекол стало искусством. Важно, что помимо общепринятых сюжетов, мастера использовали и совершенно обыденные сцены из бытовой жизни.
Витражное искусство оценил корреспондент НТВ Павел Рыжков.
На открытии выставки посетителей оказалось больше, чем могут вместить эти залы. 70 витражей из коллекции Эрмитажа заинтересовали не только поклонников музея, но и специалистов. Собрание лучших образцов из разноцветного расписного стекла швейцарских мастеров считается одним из самых любопытных.
Светлана Адаксина, главный хранитель Эрмитажа: «Эта коллекция формировалась в Эрмитаже с момента его основания. Коллекция имеет длинную историю, и очень хорошо, что она
Коллекция могла быть и больше, но витражи из царскосельского арсенала были частично подарены еще до Первой мировой войны историческому музею Берна. Из того собрания в Эрмитаже осталось только 30 предметов. Но после расформирования музея барона Штиглица коллекция вновь пополнилась интересными витражами.
Кабинетные витражи в
К особому типу швейцарских витражей можно отнести гербовые. Они и выглядят пестро, и главные элементы — гербы — выписаны с разнообразными фигурами щитодержателей — святыми или геральдическими животными. В Швейцарии Гербы могли иметь не только дворяне, но и те, кто состоял на госслужбе.
Некоторые витражи заказывались зажиточными крестьянами, для которых мастер изображал сюжеты из сельской жизни. Еще одну разновидность витражей малых форм делали на темы ветхозаветных и христианских сюжетов. Правда, утраты не позволяют сегодня полноценно увидеть идею мастера.
Елена Шликевич, куратор выставки: «Иногда старые реставраторы брали кусочки из других разбитых витражей. Зачастую эти кусочки могли быть того же времени, то есть XVII века, но с другого витража».
Сегодня у реставраторов несколько иной подход. Разбитые стекла стараются заменять тонированными фрагментами. Забавно, но в ходе исследования именно швейцарских витражей специалисты нашли отражение времен Реформации и определенных художественных свобод. Когда творцы явно отступали от канонов.
А порой в своих комментариях к изображенным библейским сценам даже делали грамматические ошибки. Как на витражах с одним и тем же сюжетом «Пророк Даниил во рву львином». Любоваться на эти прозрачные истории можно бесконечно долго. Старые мастера умели создать рукотворную разноцветную иллюзию, которая поражала воображение во все времена.