Для всех избалованных возможностями современных смартфонов сегодня открывается возможность взглянуть на мир глазами тех, для кого фотография была не просто мимолетным пятном в дебрях соцсетей, а открытием. Имя англичанина Уильяма Генри Фокса Тальбота в истории визуального искусства сродни Леонардо да Винчи.
На то, чтобы сделать селфи на фоне его работ, выставленных в Пушкинском музее, требуются
Если бы у Уильяма Генри Тальбота был Instagram, он вряд ли бы набрал миллионы подписчиков. На выставке мало людей, нет селфи, но много руин, деревьев, одиноких листков и прочей викторианской меланхолии.
Тальбот не умел рисовать, он был ученым — химиком и математиком. Он изобрел и запатентовал технологию производства калотипий — отпечатков с негатива на соленую бумагу. Это было дешево, с одного негатива можно было впервые в истории сделать много копий. Вот только закреплять изображение Тальбот научился не до конца.
На выставке только оригиналы. Привезти их из Англии удалось со скрипом, после шести лет переговоров. Как воспринять весь этот странный и очень далекий от современной фотографии мир?
Тальбот ставил научные эксперименты и не думал делать художественные фото. В конце жизни он с помощью калотипий делал каталог египетской клинописи, которую пытался расшифровать. А теперь, спустя почти два века, расшифровывают его — одного из отцов фотографии, который вряд ли об этом мечтал.