Из-за засухи погибла почти половина урожая зерновых. Минфин Мордовии определил для бюджета первую сгораемую сумму 3,5 миллиарда рублей.
Жара ударила и по Мордовии, там сейчас засуха. На полях уже погибла почти половина урожая зерновых. Экономические потери мордовские власти называют катастрофическими — 3,5 миллиарда рублей, это четверть республиканского бюджета.
В терпящий бедствие регион отправился корреспондент НТВ Виталий Калугин.
Утренняя служба в селе Кабаево уже почти месяц начинается одинаково. Вместо церкви священник собирает прихожан у выжженного солнцем поля. Прогнозы синоптиков неутешительны. В ближайшие дни дождя не ожидается. Остается надежда на высшие силы.
Но небеса пока безмолвствуют. А для сельского хозяйства республики жара равносильна катастрофе с далеко идущими последствиями. От засухи на полях появились глубокие трещины. И, по предварительным оценкам, уже погибла почти половина урожая зерновых. Минфин Мордовии определил для бюджета первую сгораемую сумму — 3,5 миллиарда рублей.
Евгений Маврин, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия республики Мордовия: «Зерновые культуры
Надежный инструмент для определения уровня влаги — штыковая лопата. Корни сельскохозяйственных культур уходят в землю примерно на 10 сантиметров. На этом расстоянии почва должна быть сырой. Под палящим солнцем верхний слой выгорел уже более чем на полметра. И при таком отклонении от нормы у растений нет шансов на выживание.
У Татьяны Стволковой пустой сеновал. Впервые за 40 лет муж не брал в руки косу. Травы в огороде нет, косить нечего. Чем кормить телят, свиней и кур хозяйка не представляет. Цены на сено выросли в пять раз. Небольшой стог — полторы тысячи рублей, а его едва хватит на месяц. Не хватает воды, опустели колодцы. Носить ведра приходится от реки.
Татьяна Стволкова: «Руки уже болят, оттого что носим. Боимся, что и речки высохнут».
На деревенских пастбищах животные жмутся к оврагам: там прохладнее и немного легче переносить температуру плюс 30. Еще несколько дней жары, и рогатый скот отправят в стойло, существенно ограничив питание. Подножного корма на полях и лугах осталось совсем немного.
Вякиль Сайфутдинов, пастух: «Возьми человека, день не поест, как будет себя чувствовать? Скотина также. День нет корма, так все».
В агропромышленном секторе задействованы почти все предприятия республики. Объемы заготовок упали в несколько раз. Под угрозой производство мяса, сыра и колбасы. Если коров будет нечем кормить, осенью их пустят под нож.
Виктор Прокин, глава администрации Дубенского района Республики Мордовия: «Мы столько времени и столько средств вложили для того, чтобы вот нарастить это поголовье. Привозили этот скот из Белгорода, из Подмосковья, из других регионов. И вот в такую сложную ситуацию попали!»
На покупку племенных быков, семян и удобрений фермеры брали в банках миллионные кредиты. Они надеялись рассчитаться, продав осенью урожай, но дождя все нет, растения гибнут, а долги придется возвращать.