Ровно 125 лет назад на сцене Мариинского театра впервые исполнили балет «Щелкунчик».
Сегодня
Кстати, премьера балета в императорском Мариинском театре была, мягко говоря, не совсем удачной. Так что же потом его сделало легендарным, попытался понять корреспондент НТВ Николай Булкин.
Зиму в Петербурге определить можно по наличию снега или по афише с балетом «Щелкунчик». Это ведь классический символ Нового года.
И так уже 125 лет, с тех пор как балет «Щелкунчик» впервые в конце XIX века зрители увидели на сцене Мариинского театра. Музыку написал композитор Пётр Чайковский, хореографию балета создали Мариус Петипа и Лев Иванов. Балет про заколдованного принца ждал успех.
Сегодня, репетируя уже современного «Щелкунчика», солисты Мариинки видеть тот исторический балет могут лишь на фото. Оригинальная хореография, увы, утеряна.
А вот слушают и чувствуют они, конечно, всё ту же музыку Чайковского. Она в этом балете неизменна 125 лет. Если
Александр Сергеев, солист Мариинского театра, исполнитель роли Принца в балете «Щелкунчик»: «Это просто космическое музыкальное произведение. Как можно такое написать, совершенно непонятно. Ты слушаешь, и у тебя складывается ощущение зимней сказки».
На сцене Мариинки «Щелкунчик» теперь представлен сразу в двух постановках. И особенно востребован авангардный вариант — плод бурной фантазии художника Михаила Шемякина и хореографа Кирилла Симонова.
Михаил Шемякин,
Тысячи эскизов и кукол окружают автора дома и по сей день. Распознав трагические ноты в партитуре Чайковского к детской сказке, художник Михаил Шемякин на сцену вывел выразительных и страшных крыс в масках, а знаменитые снежинки в вальсе у него переодеты в черные пачки с белыми хлопьями.
Михаил Шемякин, художник, автор постановки балета «Щелкунчик»: «Однажды я наблюдал в окне снегопад и освященный парк. И увидел черное небо с вихрем белых пятен, которые носились по черному небу. И в этот момент я подумал, что сама природа подсказал мне, как можно сделать трагический момент в данном балете».
Сказка начинается уже в закулисье шемякинского «Щелкунчика». Бутафории — несметное количество. Предметы с кухни, которую оккупируют крысы, и элементы Конфитюринбурга — удивительного города, в который Маша с Щелкунчиком улетят на дедушкином башмаке.
В декорациях к этой постановке «Щелкунчика» в Мариинском театре можно и заблудиться. А рядом с гигантским тортом легко почувствовать себя маленьким мальчиком. Но вся эта бутафория неизменно создает ощущение сказки.
И вот уже на сцене сказка про то, как маленькая девочка Маша, получив в подарок на Новый год куклу Щелкунчика, пытается в битве с Мышиным королем скинуть злые чары и вернуть принца. 125 лет всегда полный зал зрителей в ожидании новогоднего чуда, которое, судя по овациям, каждый год случается на сцене Мариинского театра.