В цирке-шапито , гастролирующем в подмосковном Клину, побывал детский омбудсмен. И далеко не из праздного интереса.
Сегодня в
Сообщения о нападении хищников на детей приходят, увы, не редко. После недавних случаев Росгосцирк даже выпустил распоряжение, запрещающее зрителям фотографироваться с животными. Теперь проверки собираются провести во всех передвижных цирках и зоопарках.
Подробности — у корреспондента НТВ Константина Гольденцвайга.
Для 200 жителей Клина поход в заезжее шапито должен был стать колоссальным событием. Для колесящих по стране не первую неделю гимнастов и жонглеров — лишь еще два унылых часа на арене. Настоящее шоу устроили не циркачи, а Лулу.
Старая самка леопарда, привязанная цепочкой к дрессировщику, закончила свой номер и уже за кулисами столкнулась с шестилетней девочкой Тамарой, гимнасткой шапито. Что выходит, когда оставленный без присмотра хищник вцепляется ребенку в горло,
Укус хищницы пришелся на артерию. За несколько минут маленькая Тамара потеряла полтора литра крови. Спасло лишь чудо — местная больница оказалась в 300 метрах от цирковой площадки. Врачи говорят, юная гимнастка прошла на волоске от гибели.
Алексей Лабутин, главный врач Клинской городской больницы: «Самые серьезные травмы — это повреждение подчелюстной артерии. Травма лица, шеи, туловища, конечностей — травмы рваные».
В клинскую больницу из родной для Тамары Калуги уже приехала мама ребенка, тоже артистка цирка, и их коллеги. Как девочка месяцами ютилась в цирковых кибитках, когда успевала учиться и под чьим присмотром жила без мамы бок о бок с хищными животными? Для работников шапито, говорят, в этом нет ничего интересного.
Зато эти вопросы заинтересовали уполномоченного по правам ребенка. Павел Астахов навестил ребенка после успешной операции в отделении реанимации. Затем уже без приглашений нанес визит и к циркачам, чтобы без лишних церемоний узнать от них, кто отвечает во время представления за безопасность юных артистов и зрителей. И снова нет ответа.
Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка: «У нас, к сожалению, деятельность таких частных коммерческих организаций, которые устраивают зрелищные показы, в том числе с использованием диких животных, никак не регламентирована. Вот они приехали на
На утро после случившегося и цирк уехал, и клоунов не видно. Остался только пятачок на месте, где была арена. Последние рабочие соберут остатки декораций — и можно снова на гастроли. Бродячим циркачам российских шапито не нужно ни образование, ни спецлицензий, чтобы работать с хищниками. Открываешь очередное ООО — и можно в «чес» по городам и весям. Формально ведь все по закону.
Дрессировщик Запашный знает не понаслышке: цирк цирку — рознь. Если в государственном действуют хоть
Аскольд Запашный, дрессировщик: «Шапито в России, шапито в маленьких городах — низкобюджетные шапито с начальством, которое не является профессионалами, а являются просто профанами или коммерческими, простите за грубость, барыгами, которые ищут возможность заработать. И неважно на чем, будет это цирк, будет это продажа недвижимости или продажа автомобилей».
Случай, когда животные, приписанные к цирку, кусают маленьких детей, в России повторяются из года в год. Пока закон молчит, виновные и дальше гастролируют. И старую Лулу никто не станет усыплять. Через неделю она снова выйдет на арену.