В следственном изоляторе СБУ Михаил Саакашвили просидел 3 дня. За это время его сторонники и прилетевшая из Америки жена успели провести в центре Киева еще один массовый митинг под лозунгом «Киев, вставай! Киев, вставай!»
Сандра Рулофс-Саакашвили, жена Михаила Саакашвили: «Политика — не бизнес, люди — не товар».
Саакашвили оказался в застенках, ему предъявлены сразу несколько обвинений, но в суде стало понятно, что шоу должно продолжаться. В переполненном зале, сидя на скамье подсудимых, опальный политик заявил, что скоро он наведет порядок на Украине, а на его месте, под стражей, точно будет сидеть президент Порошенко. А потом неожиданно появилась Юлия Тимошенко,
пообещала взять политика на поруки и перевоспитать.
Юлия Тимошенко, лидер партии «Батькивщина»: «Я была в таком же положении, точно так же, в суде, и я понимаю. Я хочу сказать, что этот суд абсолютно беспринципный, без мотивации, фальшивый!»
Впрочем, сам Саакашвили заявил, что за себя спокоен, а вот Украина в беде, страну срочно надо спасать. А потом с ним начало происходить что-то странное. Опальный политик словно потерялся во времени и пространстве. Он пытался себя взбодрить, но в эту же секунду навязчиво дергал лацкан пиджака, как-то блаженно улыбался, а потом и вовсе уходил в себя. В зале шептались о том, что Саакашвили ведет себя, словно находится под действием каких-то сильнодействующих препаратов.
Экс-президент Грузии пришел в себя, когда судья объявил, что ни СИЗО, ни домашнего ареста, как того требовало обвинение, не будет. Саакашвили снова свободен.
Генеральный прокурор Юрий Луценко слабо оправдался, мол, будет апелляция. Глава украинского МВД Арсен Аваков сделал вид, что не при делах. Президент Порошенко вообще молчит. Он то ли не хочет, то ли не знает, как объяснить, что Михаил Саакашвили, которого среди прочего обвиняют в попытке госпереворота, снова безнаказанно гуляет по Майдану.
Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики: «Имея за плечами опыт 2014 года, никто из украинских силовиков или судей не хочет быть новыми „Беркутом“ или судьей Киреевым, не хотят стать крайними в политических разборках. Саакашвили не посадили, меру пресечения в виде содержания под стражей не выбрали, но в тоже время ни одно из обвинений в отношении его не снято».
Власть оставляет себе хоть какие-то возможности повлиять на Саакашвили или договориться с ним. Не факт, что тот согласится. Есть версия, что он таким образом будет раскачивать политическую лодку Украины до тех пор, пока не выбросит за борт Порошенко.
С самого начала Саакашвили и его сторонники требуют импичмента Порошенко, хотя на самом деле в бюрократической плоскости это сделать не так-то просто. Во-первых, необходимо некое официальное обоснование. Во-вторых, большинство депутатов Верховной рады должно проголосовать за этот импичмент, а известно, что в украинском парламенте это самое большинство составляет как раз-таки Блок Петра Порошенко и «Народный фронт».
На Украине в действующем законодательстве этот процесс описан в общих чертах, то есть как таковой инструкции нет. Видимо, почувствовав реальность такой перспективы, депутаты-оппозиционеры по-быстрому внесли в Раду новый закон, суть которого — максимально упростить процедуру импичмента. Но что с этого Саакашвили, ведь у него нет украинского гражданства, нет достаточного стажа пребывания на Украине, поэтому место Порошенко ему точно не светит. Эксперты говорят, что кресло премьер-министра — вполне вариант.
Алексей Якубин, политический аналитик (Украина): «Насколько я понимаю, Саакашвили в какой-то мере сам пошел ва-банк. Он понимает, что в Грузии он сейчас не затребован, он не сможет вписаться в грузинский политический ландшафт, поэтому единственная страна, где может хотя бы попробовать вписаться, — это Украина»
Как считает политик и правозащитник Лали Морошкина, во время правления Шеварднадзе занимавшая в Грузии пост замминистра по особым делам, работавшая с Саакашвили и какое-то время даже выполнявшая функции его личной пиарщицы, если такое произойдет, если Саакашвили реально добьется какой-то власти на Украине, украинцы, как в свое время и многие грузины, сильно об этом пожалеют.
Лали Морошкина, в 1995–2003 гг. — заместитель министра по особым делам Грузии в правительстве президента Эдуарда Шеварнадзе: «Даже те люди, которые в Грузии против Саакашвили, переживают за него уже как за душевнобольного человека. Тот спектакль, который он замутил, ничем хорошим для Украины, конечно, не закончится. Саакашвили — это просто игрушка в руках очень сильных людей, очень умных людей, потому что они-то не видны, а виден человек, который опозорил себя на несколько стран».
В Грузии на Саакашвили заведены сразу несколько уголовных дел. На Украине теперь тоже. Более того, на днях в украинских СМИ появилась информация о его возможной причастности к расстрелу людей на Майдане в 2014-м. К тому же Саакашвили сам в эфире украинского телеканала подтвердил, что здесь были его соратники — грузинские спецназовцы. Подробности — в репортаже корреспондента Валерии Алёхиной.