Центр Витебска собираются превратить в большой музей Марка Шагала. Здесь авангардист родился, вырос и написал свои первые картины.
Центр Витебска собираются превратить в большой музей Марка Шагала. На берегах Западной Двины авангардист родился, вырос и написал свои первые картины. Если все получится, то скоро можно будет пройтись по шагаловскому кварталу. Жалко, что не пролететь, как на картине «Над городом» — признанном шедевре мировой живописи. Под парящими влюбленными тот самый Витебск, образ которого художник пронес через свое творчество, и который теперь предлагают увидеть туристам.
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный гулял по улицам, где
Местный житель: «Нашли время, чтобы сходить не в ГУМ, а к Шагалу. Поэтому от имени Шагала говорим вам большое спасибо».
На часах уже далеко за полдень, а деньги этих туристов из России — пока единственное пополнение кассы музея Марка Шагала, хотя, казалось бы, у ворот небольшого домика должна стоять длинная очередь посетителей. Всемирно известный художник в этих стенах родился, вырос и нарисовал первые картины, но пока родной для Шагала Витебск чаще вспоминают в связи с фестивалем
Леонид Левин, заслуженный архитектор Республики Беларусь: «Не надо стесняться того, что делают бизнес на этом музее. Выставочные залы, сувениры, бесконечные смены экспозиций — это все привлекает. Мы сегодня стоим с вами здесь долго, но не видели ни одного автобуса — пустота».
Пейзажи улицы Покровской и впрямь, словно из конца XIX века. В начале XXI столетия из такой аутентичности во всем мире уже научились извлекать прибыль. В Витебске пока просто чтут память.
Единственный в мире памятник Марку Шагалу на его родной Покровской улице в городе Витебске. По задумке автора, известный художник сидит в своем поместье во Франции в городе
Впрочем, в Витебске его и не забывали, хотя в советских энциклопедиях до конца
Речь идет как минимум о 200 миллионах долларов. В Витебск приехал официальный представитель потенциального инвестора, встретился с руководством региона. Впечатления пока положительные.
Джерри Ручевски, представитель инвестора: «Проект прибыльный, если он будет правильно сформулирован, построен, сделан соответствующий маркетинг для привлечения туристов».
Все американские страхи и сомнения белорусские власти отмечают уверенно. Загадочные термины «менеджмент» и «девелопмент», по словам мэра Витебска, никого здесь уже не пугают. В кабинете городского главы стенды с проектами — 50 гектаров шагаловской памяти. Музеям, выставочным центрам, галереям, магазинам и гостиницам чтобы перекочевать с макета в реальность, не хватает самой малости — пары сотен миллионов долларов.
Виктор Николайкин, мэр г. Витебск: «Мы сегодня заинтересованы в развитии и вкладывании инвестиций, в приходе частного капитала. Почему нет? Это историческая часть города, город от этого только приобретет, когда появится здесь обустроенное, красивое, современное здание. В то же время мы сохраним памятники архитектуры».
Представитель потенциального инвестора улетел, но обещал вернуться, пока не с деньгами, но с их владельцем. Ему, кстати, еще предстоит разрешить вопрос: а будет ли называться центр Шагала именем собственно Шагала? Потомки поэта очень неохотно делятся правами на использование его фамилии в различных коммерческих начинаниях.
Пока же бронзовый Шагал продолжает задумчиво смотреть на родной Витебск, а единственный в мире обладатель премии имени Марка Шагала, поэт Давид Симонович, объясняет причину грусти мастера.
Давид Симонович, поэт: «И припомнил он о былом, и увидел дворик с березкою, где грустит покинутый дом — 29, Большая Покровская».