Сегодня посетители берлинского аэропорта Шёнефельд, задрав головы, любовались тремя сотнями летательных аппаратов: от нового военно-транспортного аэробуса А-400М до одноместных самолетиков. Их привезли на авиакосмический салон ИЛА, который в этом году отмечает столетие.
Среди самых активных участников выставки — по обыкновению и Россия. Она представлена более чем 13 организациями, которые не только развлекают публику, но и заключают многомиллионные контракты.
Репортаж корреспондента НТВ Андрея Шилова.
После печально известного перерыва в полетах из-за исландского вулкана Европа наконец-то радует хорошими авиановостями. На авиасалоне ИЛА, одном из крупнейших в мире, заключили крупнейшую сделку в истории гражданской авиации. За 11 с половиной миллиардов долларов европейский концерн ЕАДС (EADS) продает авиакомпании «Эмираты» 32 самолета А-380, крупнейшего пассажирского самолета в мире. Это символ наметившегося выхода отрасли из мирового экономического кризиса.
380-й «Эйрбас» с явным удовольствием осмотрела канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она же открывала авиасалон.
Ангела Меркель, канцлер ФРГ: «Желаю большого успеха организаторам, радостных моментов участникам выставки и удовольствия гостям Берлинского авиашоу — 2010».
Благодаря А-380 и военно-транспортному самолету А-400М «Эйрбас» (Airbus) — одна из звезд авиашоу. Его главный конкурент — американский «Боинг» (Boeing) вернулся на ИЛА, но не представил гражданских самолетов. Их можно будет увидеть в Фарнборо через месяц.
40% экспонентов — немецкие компании. Другие крупные участники: США, Италия, Франция, Британия, Швейцария (страна — партнер выставки в этом году) и Россия. Как раз сегодня Роскосмос и немецкое авиационно-космическое агентство подписали рамочное соглашение, по которому российская сторона предоставляет носители (спутники «Фотон-М» и «Бион-М»), а немцы проводят на них в космосе эксперименты с материалами и биологическими процессами.
Йоханн-Дитрих Вёрнер, глава правления немецкого Центра авиации и космонавтики: «Кризис ни в коей мере не затронул ни наши инвестиции в программу изучения космоса, ни готовность развивать сотрудничество с Россией. Как раз наоборот — мы должны еще больше инвестировать в совместное сотрудничество, потому исследование космоса требует больших вложений».
Из современных моделей на авиашоу можно выделить американские военно-транспортные самолеты Си-130 (C-130), Си-17 (C-17), Си-5 (C-5), истребитель «Еврофайтер» (Eurofighter) и беспилотный вертолет «Камкоптер Эс-100» (Camcopter S-100).
Из старичков отмечают ровесника выставки столетнего «Блерио-11» (Bleriot XI), впервые перелетевшего Ла-Манш, и первый в мире серийный реактивный самолет «Мессершмитт-262» (Messerschmitt 262) времен Второй мировой.
На первой выставке 1909 года участников было 500, в том числе изобретатели самолета братья Райт. И кстати, много воздушных шаров — актуального тогда транспорта. А посетителей было полтора миллиона. Нынешний берлинский авиасалон — это 1153 участника, три сотни самолетов, а число гостей станет ясно 13 июня, когда пройдет последний день авиасалона ИЛА.