В Красноярске 75 лет назад приземлились первые военные самолеты, отправленные в СССР из США по программе ленд-лиза . В годы Великой Отечественной войны воздушная дорога жизни соединила Аляску и Сибирь. По этой экстремальной авиатрассе, на протяжении которой специально построили 16 аэродромов, советские летчики перегоняли американские истребители и бомбардировщики, которые сразу отправлялись на фронт.
Экскурсия по памятным местам воздушной трассы Аляска — Сибирь начинается с посещения мемориала летчикам, погибшим на красноярской земле. Желающие почтить память тех, кто отдал свои жизни во время перелетов из Америки в Сибирь, приехали из разных городов. Некоторые даже из Америки.
Август Шефер, американец: «Эта история — знаковый пример объединения США и России в борьбе с общим врагом. Это важная часть прошлого показывает нам, что и в будущем все возможно».
Заполярье, вечная мерзлота, погода часто нелетная, резко меняется,
Вячеслав Филиппов, сотрудник музея
Как передает корреспондент Влада Копыловская, всего переправлено 8 тысяч самолетов, хотя поначалу маршрут Алсиба казался безумием, так как не было ни аэродромов, ни точек заправки. Но и выбора не было — фронт нуждался в боевых машинах.
Район, где приземлялись самолеты, — практически центр, на месте
История Алсиба была засекречена до
Советские пилоты осваивали новую технику экстремально, на обучение давалось 9 летных часов. Александр Матвеев десятки раз выезжал на поиски мест крушения. Информация о них собирается поисковиками по крупицам, старые карты местности сопоставляются с компьютерными. Так удалось определить больше 20 точек катастроф.
Александр Матвеев, член поискового отряда: «Очень большое количество катастроф происходило непосредственно возле аэродрома. Это самый центр города сейчас. Фактически найти там под застройкой уже ничего невозможно».
Подвиги случались и в мирное время. Экспедиционная группа Российского географического общества доставила с Таймыра самолет, который в апреле 1947 года летел из Заполярья в Красноярск. На борту были 26 пассажиров, 3 детей. После взлета забарахлил мотор. Командир,
Игорь Спириденко, руководитель экспедиционного центра РГО в Сибирском федеральном округе: «Тюриков посадил самолет так, что никто не погиб. И после этого он собрался духом, собрал команду».
С группой из 8 человек командир отправился на поиски поселка. Группа так и не вернулась. Оставшихся спасли из ледяной пустыни через 18 дней. Чтобы согреться, они жгли все, что горело. Сложно представить, как он выживали
Живых участников героических перелетов почти не осталось. В музей «Мемориал Победы», где собраны бортовые журналы, предметы экипировки и быта летчиков, теперь приходят их родственники. Собирают информацию, приезжают на церемонии захоронения. Поиски пропавших воздушных судов продолжаются.