Конституционный суд рассмотрел нашумевшее дело Валерии Чадаевой, чей отец продал квартиру и выселил свою несовершеннолетнюю дочь на улицу.
Детей отныне будет непросто лишить родительского жилья, даже если ребенок не прописан в доме и не находится под опекой собственника. Конституционный суд сегодня вновь рассматривал нашумевшее дело Валерии Чадаевой, чей отец продал квартиру и выселил свою несовершеннолетнюю дочь на улицу.
Сегодняшнее постановление суда направлено против недобросовестных родителей, и каждый случай станет предметом особых разбирательств. В запутанных юридических формулировках разбирался собственный корреспондент НТВ в
Родители бывают разные. Именно об этом говорили сегодня в Конституционном суде. Решался вопрос, что важнее — право на собственность или права ребенка.
История такова. В городе Котласе отец, осужденный за неуплату алиментов, продал свою квартиру, в которой также были прописаны его жена и дочь, оставив их без жилья. Его супруга, которой вместе с девочкой пришлось жить на съемных квартирах, подала в суд. Суд подтвердил, что отец, как собственник квартиры, имеет право ее продать. Конфликт подорвал здоровье женщины, год назад она скончалась. Дочери сейчас 17 лет, она живет вместе с бабушкой в старом деревянном доме.
Котласский и Архангельский суды можно сколько угодно обвинять в бессердечии, но они ссылаются на действующую норму — 292 статью Гражданского кодекса. В новой ее редакции говорится о том, что согласие социальных органов на отчуждение недвижимости требуется только, когда речь идет о ребенке, оставшемся без родительской опеки. На момент продажи квартиры оба родителя были живы. Устанавливая эту норму, законодатели исходили из так называемой презумпции добросовестности родителей, то есть все родители — порядочные люди, если не доказано обратное.
Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ: «Эта статья была направлена на то, чтобы снять с родителей, с каждой семьи подозрение в недобросовестности. Но вместе с тем она оставила такой узкий коридор возможностей для заведомо недобросовестных родителей при определенных обстоятельствах. От этого страдали семьи алкоголиков, неблагополучных детей, недобросовестных, скрывающихся родителей».
Случай с Лерой Чадаевой стал ярким примером как недобросовестности родителя, так и несовершенства закона. В связи с важностью вопроса дело решили рассмотреть на пленарном заседании Конституционного суда, то есть полным составом судий.
Решение вынесено следующее: пункт четвертый 292 статьи Гражданского кодекса не обеспечивает защиты конституционных прав ребенка, поскольку не учитывает ситуации, когда мать или отец не лишены родительских прав, но при этом не исполняют свои обязанности по отношению к детям.
Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ: «Если заявляются требования и появляются достаточные основания для того, чтобы полагать, что интересы ребенка были нарушены, суд при рассмотрении такого рода дел не в праве ограничиваться чисто формальными аспектами, а должен рассмотреть и такое заявленное требование».
Теперь судебные постановления по делу Валерии Чадаевой должны быть пересмотрены с учетом сегодняшнего решения. Правда, девочке вряд ли удастся вернуть квартиру ее отца. К данному моменту жилье несколько раз перепродано, и вполне возможно, что его последние хозяева являются добросовестными приобретателями.