В 100-ю годовщину Октябрьской революции красный цвет, символизирующий кровь, пролитую за свободу страны, превалировал на улицах Москвы. Большевики возвели его в культ. Сегодня этой теме посвящены многочисленные выставки и инсталляции.
Краснота в молодой Стране Советов была буквально повсюду: Красный Октябрь, красный флаг, Красная армия, Красный Профинтерн, бесчисленные красные города и улицы, заводы и учреждения.
Не осталось в стороне и издательское дело. Одних только журналов, в названии которых присутствовало слово «красный», насчитывалось более 70: «Красный Петроград», «Красная Нива», «Заноза с красным перцем» «Красный смех», «Красный ворон» (еженедельное приложение к «Красной газете»), «Красная колокольня» или вообще «Красный дьявол», адресованный рабочему классу и являвшийся орудием борьбы с врагами пролетариата.
На этом фоне такие обложки, как «Красные всходы», «Красные крылья», «Красный пахарь», «Красный огонек», выглядели менее броско. Представители военных профессий тоже стали красными: «Красный командир», «Красный боец», «Красный курсант», «Красный милиционер», даже «Красный маскировщик» — орган Высшей школы военной маскировки встали в один ряд с «Красным конвоиром» — органом коллектива ВКП(б) войск конвойной стражи СССР.
Оформление многих новых журналов стало настоящим произведением искусства.
Галина Кузьмина, куратор выставочного проекта: «Конструктивистские обложки оформляли и Родченко, и Лисицкий, братья Стенберги. „Красную ниву“, „Красную панораму“ исполняли художники Кустодиев,
Журналы для экспозиции предоставили из своей коллекции известные библиофилы Алексей Венгеров и его сын Сергей. Оба закончили МАИ.
Период оригинальных, замечательных обложек и цветных вкладок выдающихся художников продолжался, впрочем, недолго. Внешне советские журналы, особенно литературные, стали безликими.
Выставка «Краснота спасет мир?.. 100 лет, которые потрясли?» в галерее «На Каширке» будет работать до 9 декабря.
Подробности — в сюжете обозревателя НТВ Владимира Кондратьева.