Строительство Измайловской перспективы может окончательно уничтожить напоминания о Митрофаньевском кладбище, где некогда покоились князья и священники.
В Адмиралтейском районе продолжаются слушания об изменениях в Генеральном плане Петербурга. Обсуждают строительство Измайловской перспективы — это новая транспортная артерия города.
Трасса пересечет старинное Митрофаньевское кладбище, где похоронены многие выдающиеся деятели. Впрочем, по словам архитектора НИИ Генплана, ни в одном из документов, с которыми они работали, от комитетов по охране памятников, градостроительству и архитектуре, а также от Росприроднадзора не указано существование этого кладбища.
А ведь
Корреспондент НТВ Катерина Правдина встретилась с родственниками тех, чьи могилы уже не найти даже историкам.
Историей своего рода Галина Николаевна Шпякина занимается давно и серьезно. На Митрофаньевском кладбище, где теперь шоссе и промзона, у нее покоится 15 родственников. Прежде она никогда здесь не была. Потому что просто не знала, где искать могилы, которые сравняли с землей еще в
В сопровождении одного из лидеров Митрофаньевского союза Галина Шпякина, растерянно озираясь, заходит за металлические ворота. Здесь тоже ничего даже отдаленно не напоминает кладбища. А
Илья Попов, заместитель председателя петербургского Митрофаньевского союза: «Главный соборный храм святителя Митрофана Воронежского стоял здесь, недалеко от липы. Ее ветви можно увидеть на фотографии самого храма. Фотография сделана в 1929 году, когда он был разобран».
Среди других выдающихся служителей, нашедших здесь пристанище, и Илья Кедров — настоятель
Галина Шпякина: «Елизавета Константиновна т. к. у нее не было с Ионном Кронштадтским детей, а она росла в большой семье и хотела иметь много детей. Иоанн сам предложил взять на воспитание мою бабушку — Руфину Григорьевну. Я надеялась увидеть здесь хоть
Арендаторы до сих пор находят в земле надгробия, плиты. На небольшой площадке один из них даже сделал мемориал, установив памятный крест. Историкам такое трепетное отношение добавляет информации.
Известно, что на православной и лютеранской частях кладбища покоилось 400 тысяч человек. После войны перезахоронили лишь девять. Поэтому обнаружение останков при любых земляных работах здесь печальная обыденность.
Александр Несмеянов, руководитель фонда «Некрополь»: «Я обнаружил там предположительно человеческий позвонок. Экспертиза, конечно, может подтвердить или опровергнуть мое мнение. Но этого факта достаточно, чтобы приостановить работы на территории».
Еще Галине Николаевне провели почти виртуальную экскурсию по уничтоженному некрополю. Правда, недалеко от утраченной деревянной церкви сохранился склеп. Как будто в качестве подарка неизвестный памятник освободили от лесов. И Шпякина смогла хотя бы представить, насколько величественным было одно из самых крупных кладбищ Петербурга.