В Белоруссии сегодня вспоминают о детях, замученных во время Великой Отечественной в концлагере под названием «Красный берег». Его узники становились невольными донорами для раненых фашистов.
В Белоруссии сегодня вспоминают о детях, замученных во время Великой Отечественной в концлагере под названием «Красный берег». Его узники становились невольными донорами для раненых фашистов. Страшные события военных лет восстановили на театральной сцене сегодняшние подростки — сверстники тех, кто побывал на «Красном берегу».
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный посмотрел постановку и встретился с людьми, которые видели все это не в театре, а в жизни.
Это обычная экскурсия ставшая необычным спектаклем. Сценарий родился вместе с рассказом гида. На этом месте, в деревне Красный берег Гомелеской области в годы войны был концлагерь, где содержали детей. Им предстояло стать донорами — отдать кровь, чтобы ценой своей жизни спасти жизни раненых немецких солдат и офицеров.
«Ребенка клали на наклонную лавочку, пристегивали, он просовывал ручку в отверстие в стене и фашисты полностью выкачивали кровь», — рассказывает участник спектакля.
«Ну да, я
У Нины Иоффе есть точный ответ на вопрос, когда это было. Всегда. Она попала в лагерь «Красный берег» школьницей, видела и пережила ужасы пыток и расстрелов близких. Нине Прокофьевне после премьеры такого не детского спектакля в таком детском и непосредственном исполнении понадобился валидол. На сцене все было очень похоже на жизнь.
Нина Иоффе, в
Лариса Толкачёва часто приносит цветы к этому памятнику — беззащитная девочка, пытающаяся закрыться маленькими руками от большого зла. Как это не получалось 70 лет назад у нее в концлагере, она хорошо помнит.
Лариса Толкачёва, в
Леонид Левин, автор монумента, который так вдохновил юных актеров, говорит: в этом художественном решении надо было уйти от стереотипов. Все привыкли — если война, то памятник солдату или генералу. Памятник тем, кто не мог защищаться с оружием в руках, появился только два года назад.
Леонид Левин, заслуженный архитектор Белоруссии: «Это самая незащищенная часть наших участников войны. То есть мы, взрослые, играем в войну, а дети страдают».
Смысловой центр всего монумента — это белые парты единственного в мире класса, в котором никогда не прозвучит звонок, в котором никогда не пройдут экзамены и не состоится первый «урок мира» 1 сентября. Класса, в котором на доске вместо задачек и формул — письма девочки из немецкого плена. Класса, который всем своим существом словно говорит о том, что главный урок из него должны извлечь взрослые.
Эти же взрослые сомневались, а поймут ли подростки из 2010 года, что чувствовали тогда их сверстники? Попадут ли в чувства, мысли, желания? Актеры подошли к осмыслению образа серьезно. До слез.
Никита Ильинчик, актер детского музыкального театра «Ревю»: «Естественно, все плакали, потому что там такая энергетика! Ты просто представляешь, как эти дети сидели за партами, а их вызывали по очереди».
Александра Мороз, актриса детского музыкального театра «Ревю»: «Так как мы еще и драматические актеры, мы очень тяжело отходим после спектакля. Очень тяжело потом отходить от своей роли. Еще мы плачем».
Зрители, независимо от возраста, актерам вторили. А после спектакля все запускали в небо белые воздушные шары с написанными на листке заветными желаниями. После такого спектакля желания у многих, наверное, совпадали.