В Ставропольском крае поселение эпохи Средневековья едва не погибло под ножами экскаваторов.
В Ставропольском крае поселение эпохи Средневековья едва не погибло под ножами экскаваторов. Подряд на строительство одобрили природоохранные органы, якобы экологии не вредит, а про культурную ценность этого места чиновники не догадывались.
Корреспондент НТВ Максим Березин разбирался в ситуации.
Археолог Сергей Савенко, похоже, сделал самое удивительное открытие в своей профессии. Много лет он аккуратно копал землю лопатой и не подозревал, что памятник раннего Средневековья можно за один день раскопать бульдозером.
Сергей Савенко, директор краеведческого музея г. Пятигорска, член комиссии по сохранению культурного наследия Министерства культуры Ставропольского края: «Очень важные научные культурные ценности, к сожалению, были перемолоты ножами бульдозеров и ковшами экскаваторов».
В музее, где Сергей Савенко работает директором, самые ценные экспонаты связаны с эпохой алан. Керамика тонкой для того времени работы, изящные женские украшения и череп причудливой формы — до конца не раскрытая загадка аланского периода. Подобные артефакты, утверждает ученый, на официально охраняемом археологическом участке под Кисловодском также официально пустили под нож.
Сергей Савенко, директор краеведческого музея г. Пятигорска, член комиссии по сохранению культурного наследия Министерства культуры Ставропольского края: «Части жилой конструкции, кости животных, фрагменты сосудов керамических — все это культурные ценности».
Археологический объект на склоне живописного пика был известен ученым с конца
Юрий Ярыльченко, лесничий кисловодского лесничества: «О существовании памятника на этом участке нам совершенно ничего не известно. Никаких претензий к арендатору нет, он выполняет все предписанные действия по охране леса».
Услышав это, археолог Савенко немедленно переходит в наступление.
Сергей Савенко, директор краеведческого музея г. Пятигорска, член комиссии по сохранению культурного наследия Министерства культуры Ставропольского края: «Здесь же памятник!»
Юрий Ярыльченко, лесничий кисловодского лесничества: «Здесь?! Вы знаете, для меня это новость!»
Кисловодское лесничество доказывает, что конфликт мог бы и не возникнуть, если бы краевое Министерство культуры вовремя предупредило об исторической ценности лесной опушки. Но к документам лесхоз не подпустили.
Юрий Ярыльченко, лесничий кисловодского лесничества: «Нам сказали, что документы секретные, передаче не подлежат, так как могут вызвать нездоровый интерес черных копателей».
Сергей Савенко возмущен до глубины души. Он ведь лично еще в
Юрий Ярыльченко, лесничий кисловодского лесничества: «Мы не будем никуда обращаться, если Ваше Министерство не хочет сохранять свои памятники!»
Сергей Савенко, директор краеведческого музея г. Пятигорска, член комиссии по сохранению культурного наследия Министерства культуры Ставропольского края: «Оно не не хочет, оно обязано сохранять».
Юрий Ярыльченко, лесничий кисловодского лесничества: «Оно именно не хочет!»
Сергей Савенко, директор краеведческого музея г. Пятигорска, член комиссии по сохранению культурного наследия Министерства культуры Ставропольского края: «Здесь и фрагменты жилища, и кости животных, и части керамической посуды. Это все культурные ценности».
Арендаторам, конечно, нелегко было догадаться, что прямо под ногами находится официально признанный объект культурного наследия, а неизвестные черепки под ковшом экскаватора — на самом деле ценные артефакты. Уж совсем неожиданной для бизнесменов стала новость о том, что их действиями заинтересовалась прокуратура. Отвечать за разрушенный памятник, очевидно, придется в любом случае. Главный вопрос, кто именно понесет наказание.
Бесконтрольное уничтожение памятников истории — застарелая проблема в масштабах страны. Проследить за каждым объектом зачастую невозможно физически. Но кисловодская история
Александр Кибовский, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия: «Сейчас уже разговаривать не о чем, дальше нужно разбираться, искать виновных вплоть до уголовной ответственности, по 243 статье УК РФ. Раньше не работала статья, а сейчас люди уже начали получать сроки. Правда, пока условные, но тем не менее».
Предприниматели, случайно разровнявшие аланское поселение под базу отдыха, озабочены только одним — как бы не остаться в этом скандале крайними. Их деловая стратегия предполагала даже иппотерапию на природе для