В древнем монастыре на Ладожском озере состоялась кульминация реставрационных работ.
Жители деревни Сторожно в эти выходные с удивлением встречали столь многолюдную делегацию. Чтобы отправиться в одно из самых труднодоступных мест Ленинградской области, нужен действительно веский повод. И таковым оказалась кульминация реставрации местной церкви. На купола одного из самых древних храмов на берегу Ладожского озера устанавливали кресты.
Репортаж корреспондента НТВ Алексея Чеботарёва.
Путь в Сторожно как доказательство: дорога к храму не может быть простой. Сначала нужно 20 километров ехать до деревни Загубье среди болот, и часто проплывешь или утонешь зависит только от сил небесных.
Местные водители кажутся до предела отчаянными, а деревья вокруг — будто зал славы, где хранятся номера самых смелых. Но по этой дороге хотя бы два раза в день ездит автобус. А вот 18 километров от Загубья до Сторожно по ухабистой лесной дороге -только на собственном транспорте или пешком.
Но самый сложный участок — старая понтонная переправа. Чтобы проехать по ней на обычной легковой машине, приходится подкладывать доски. Иначе можно просто слететь в канал, когда будешь съезжать. Как проехать здесь в зимнее время на неподготовленной машине, просто непонятно.
Но все, кто
Вместо колоколов — обрезанные газовые баллоны, но звон все равно торжественный. Церковь за четыре века ни разу не реставрировалась. В
Но за последний год, получив федеральную поддержку, смогли воссоздать первозданный вид. Понаблюдать, как устанавливают кресты, собралась вся деревня.
Каждый не без гордости расскажет: монастырь здесь основали ладожские пираты. В православном мире почти беспрецедентный случай. Во время сильного шторма они дали обет завязать с разбойничьей жизнью, если спасутся.
Отец Антоний, настоятель церкви Николая Чудотворца в деревне Сторожно: «Один из представителей разбойничьей шайки Киприан Стороженский был. Предположительно его имя было Козьма. А постригся он с именем Киприан».
Внутри же церкви
Впрочем, население — всего 23 человека. В непростых условиях они привыкли надеяться только на себя и с суровостью пиратских потомков готовы защищать традиционный уклад жизни.
Петр Магашов, житель деревни Сторожно: «С одной стороны, дорога — это хорошо. С другой стороны, — это плохо: народу больше будет. По
У людей сейчас отношение варварское. Вот там есть хорошие стоянки на мысе Избушечном, там вековые сосны. Эти люди приезжают, спиливают эти сосны, красоту такую. „А мне, — говорит, — сидеть не на чем“».
В церкви же не знают, нужна ли уникальному храму нормальная дорога или нет.
Отец Антоний, настоятель церкви Николая Чудотворца в деревне Сторожно: «Нам дорогу не потянуть. Но, может быть, святое место, может быть, святое место должно быть очень труднодоступным. Тогда оно будет святое, незатоптанное».
Возможно, в очередной раз проезжая по старому понтону, отец Антоний решит для себя эту дилемму. Правда, построить дорогу давно обещают муниципальные власти, и, возможно, вскоре в Сторожно потеряют основания гордиться своей самобытностью.