В годы войны город стал одним из главных промышленных и культурных центров. На Урал с Запада страны эвакуировали и заводы, и театры.
В Екатеринбурге сегодня вспоминают о победах, которые советский народ одержал в тылу. В годы войны город стал одним из главных промышленных и культурных центров. На Урал с Запада страны эвакуировали и заводы, и театры. Именно из Свердловска передавал фронтовые сводки Левитан.
О тыловых подвигах — корреспондент НТВ Инна Осипова.
Об «Уралмаше» знаменитый актер и музыкант Марк Бернес знал не понаслышке. Во время войны он сам был в Свердловске, снимался в картине и выступал с концертами. Поддерживал боевой дух людей, ведь и в тылу были свои победы и поражения. На заводе «Уралмаш» в октябре
Сергей Андреев, ветеран завода «Уралмаш»: «В результате наша страна осталась без пропеллеров для самолетов и без валков для прокатки брони. Фактически война была уже проиграна».
По иронии судьбы этот пресс был поставлен еще до войны и именно из Германии для гражданского производства. Уралмашевцы модернизировали его для оборонки. Вот только импортный агрегат не выдержал — дал огромную трещину в 450 миллиметров. О том, чтобы ее заварить, никто и не думал: никогда еще в мире такие трещины не заваривали.
Уралмашевский слесарь Вячеслав Батманов по причине малообразованности об этом не знал, взял и заварил особым методом, который после назовут батмановским. Героя наградили хлебной карточкой — он страдал дистрофией. На оборонных заводах могли сутками не выпускать из цехов. Могила трехлетнего мальчика, сына труженицы тыла Александры Рогозиной. Ребенок умер от голода, когда мать несколько суток подряд отдавала долг родине.
Людмила Тимакова: «Все было съедено до крошечки, даже, говорят, ремешок грыз. Видимо, так хотелось кушать ему».
Еда в Свердловске стала дефицитом уже в первые месяцы войны. Численность населения Урала резко возросла за счет эвакуации.
Владимир Десятов, труженик тыла: «Мать варила суп из одной морковки, Вы ели
Владимир Десятов в 14 лет пошел работать на завод. Суточная норма хлеба у рабочего была больше, чем у школьника на 600 граммов. Дети спешили взрослеть, чтобы выжить. Он помнит, как все газоны Свердловска были засажены картофелем. Чтобы прокормить тыл, в городе открывают пищевой комбинат в подвалах. В подполье специальный ученый совет придумывал кашу из топора, то есть как приготовить из несъедобных ингредиентов еду для народа.
Светлана Лисняк, сотрудник Музея истории Екатеринбурга: «Из отходов пороховой целлюлозы собирались производить заменитель сахара. Из пережаренного корня лопуха готовили кофейный напиток».
А в соседних цехах варили настоящий шоколад из бразильских
Это была совсем другая жизнь, которую свердловчане не видели и до войны. Балы, варьете, европейские пейзажи, снятые на местном озере Шарташ. Свердловск в годы войны поневоле стал культурной столицей. Сюда эвакуировали коллекцию Эрмитажа, трупы театров, ученых из институтов. И именно отсюда зачитывал сводки от Советского Информбюро главный диктор союза Юрий Левитан.
На самом деле Москва молчала — говорил Свердловск. Все передатчики столицы в