В Санкт-Петербурге журналистам показали картину Карла Брюллова «Христос во гробе», пока недоступную широкой публике.
В
Корреспондент НТВ Николай Булкин разбирался в запутанной истории.
Картину «Христос во гробе» в Русском музее показывают не на выставке, а в хранилище и только журналистам. Причем специально в полумраке. Потому что если с другой стороны картины установить источник света, то она начинает светиться и будет похожа на слайд на матовом стекле. Все дело в необычной технике. Тонкий холст, в качестве грунта — крахмал и тонкий слой масляных красок. В итоге изображение Христа и склонившегося над ним ангела начинает светиться.
И конечно, такой библейский сюжет вызывает особые чувства. Эту картину уже признали
Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи
Сомнений нет — это Брюллов. Но в этой культурной сенсации есть скандальный оттенок. В Русском музее картина «Христос во гробе» уже семь лет на временном хранении как вещественное доказательство в деле о контрабанде культурных ценностей.
Сегодня сотрудники ФСБ еще раз подтвердили: известный немецкий коллекционер Александр Певзнер, который обнаружил картину в одном из православных приходов Бельгии, нарушил российские законы, когда ввозил картину в Россию на экспертизу.
Валерий Кузнецов, начальник
При пересечении границы коллекционер не указал авторства Брюллова. И теперь получается так: следствие уверено, коллекционер обо всем знал. Купил картину за 100 тысяч евро и собирался перепродать ее Русскому музею. А чтобы сэкономить на таможенных сборах, специально не указал особую культурную ценность груза.
Коллекционер настаивает другой версии: он лишь предполагал, что это Брюллов, а официального подтверждения у него не было. Александр Певзнер в Россию больше не приезжает, его интересы отстаивают адвокаты.
Семён Хейфец, адвокат Александра Певзнера: «Он как собственник хочет в соответствии с законом распоряжаться и принимать решения самостоятельно, а не по указке и не по совету соответствующих спецслужб нашей страны. Его право».
Что касается истории самой картины, то предположительно Карл Брюллов написал ее для церкви графа Адлерберга, который некоторое время жил в Петербурге, а потом уехал в Европу и забрал, очевидно, с собой живописное полотно.
Сегодня сотрудники Русского музея показали — картина в хорошем состоянии, хотя и нуждается в небольшой реставрации. Но в деталях рассмотреть ее
Что касается уголовного дела, то оно приостановлено, так как коллекционер Певзнер — гражданин Германии, и он отказывается приезжать в Россию. Картина остается предметом спора и продолжает храниться в Русском музее как вещественное доказательство.