В Осло решили самую сложную проблему российско-норвежских отношений.
События в Раде прокомментировал Дмитрий Медведев, назвавший ратификацию договора «торжеством разума над эмоциями». Это заявление прозвучало в Осло, где сегодня решили самую сложную проблему
Таковой в последние сорок лет была морская приграничная линия. Медведев и премьер Норвегии Столтенберг договорились поделить спорные территории на две равные по значению части.
Корреспондент НТВ Антон Вольский передает из Осло.
Договоренность по вопросу демаркации границ в Баренцевом море стало сенсацией визита российского президента в Норвегию. Нерешенность этого вопроса в течение почти 30 лет омрачала
Изначально площадь спорной территории в Баренцевом море составляла полмиллиона квадратных километров, а теперь осталось поделить оставшиеся семь тысяч. Но именно эти детали и не дают пока возможности подписать соглашение.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я надеюсь, что в ближайшее время наши команды, которые я тоже хотел бы поблагодарить — и норвежскую команду, и российскую команду — продолжат переговоры для того, чтобы технически изложить все достигнутые соглашения, положить их на бумагу и подготовиться к тому, чтобы выйти на финальное подписание».
С самого начала спора было две точки зрения на то, как должна проходить граница. Россия настаивала на линии, исходя из своих западных рубежей и на особом статусе острова Шпицберген, Норвегия предлагала провести границу на равном удалении от архипелага, Новой Земли и Земли Франца Иосифа. Какая из версий одержала верх в споре, пока неизвестно.
Наличие четкой границы, по словам Дмитрия Медведева, позволит России и Норвегии совместно разрабатывать нефтегазовые месторождения на дне Баренцева моря, для чего, вероятно, даже потребуется создание совместных предприятий.
Однако речь на переговорах в Осло шла не только о границах. Обсуждалось совместное освоение Арктического шельфа, сотрудничество в области рыболовства и борьбы с браконьерами.
Норвежский
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я против гласности. Это плохой термин. Необходима свобода слова. Гласность — это палеотип, изобретенный в советские времена, чтобы не давать этому явлению правильного наименования. Поэтому я против гласности, должна быть свобода слова и в России, и в Норвегии, и в других странах».
Комментируя ратификацию договора о Черноморском флоте украинским и российским парламентами, Дмитрий Медведев отметил накал страстей, с которым голосование проходило в Киеве. И заявил, что российские военные корабли не только обеспечивают безопасность на Черном море, но и вносят вклад в общеевропейскую безопасность.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я рад, что это произошло. То же самое произошло в нашей стране. Так что в ближайшее время этот документ, я надеюсь, у нас поступит в верхнюю палату, будет окончательно ратифицирован и после этого будет направлен на подписание двум президентам. Считаю, что это важнейшее дипломатическое событие или, если хотите, успех прошедшего периода».
Визит российского президента в Норвегию на этом завершился. И Дмитрий Медведев перелетел из Осло в Копенгаген, где у него тоже состоится государственный визит, но по приглашению теперь уже датской королевы.