Если опыт преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» окажется удачным, новую дисциплину введут повсеместно.
В школах 19 российских регионов появился новый предмет — «Основы религиозных культур и светской этики». Преподавать его будут пока только четвероклассникам, которым вместе с родителями предложено выбрать программу из шести вариантов. Можно изучать христианство, ислам, буддизм, иудаизм, основы всех четырех основных религий или светскую этику.
Если опыт окажется удачным, новую дисциплину введут повсеместно. А осторожность сейчас проявляется оттого, что сама идея преподавания основ религии в школах вызвала ожесточенные споры представителей конфессий и тех, кто считает себя убежденными атеистами.
Корреспондент НТВ Сергей Морозов наблюдал за началом эксперимента.
Представим на секунду, что вместо всем известных профилей на фасадах школ изобразят Иисуса Христа, Будду и пророка Мухаммеда. А это не так уж невозможно. С сегодняшнего дня в 19 российских регионах мировые религии будут изучаться с тем же тщанием, что и русские классики, причем с довольно раннего возраста.
В Ставрополе новый курс ведет Любовь Чмырёва. Она ездила по особой программе в Москву, беседовала с авторами учебников, чтобы понять, о чем тут написано.
Любовь Чмырёва, преподаватель начальных классов: «Перед человечеством, ребята, всегда стоял вопрос: для чего они живут? кто я? зачем я живу на этом свете? Ответ на этот вопрос вы сможете найти в этом курсе».
Есть шесть учебников: православие, ислам, иудаизм, буддизм, мировые религии в целом или просто светская этика. Родители выбирают за ученика, что он будет изучать. В Ставропольском крае выбрали в основном православную культуру, а в одном классе только Артём Магомедов будет изучать культуру ислама — учительница будет заниматься с ним индивидуально.
Галина Кривоплясова, преподаватель начальных классов: «Я христианка, а мне интересно и самой узнать поглубже предмет. Поэтому я и предложила свою кандидатуру вести этот курс».
Религиозные деятели, которые работали над учебниками, настаивали, чтобы уроки вели люди верующие. Но Министерство образования отстояло светскую независимость курса.
Игорь Ремаренко, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ: «По нашему российскому законодательству, при приеме на работу того или иного работника ни в коей мере его принадлежность к той или иной религии не является аргументом для выполнения им
В Чечне 20293 ребенка будут изучать культуру ислама и только 42 — православие. Первый урок называется «Россия — наша Родина». Такой заповеди нет ни у Иисуса, ни у Мухаммеда, но, кажется, именно с этим материалом у учителей меньше всего проблем.
Учительница: «Тема нашего первого урока называется: „Россия — наша родина“».
Ученица: «Родина бывает только одна, и ее нельзя потерять».
ученица: «Я хочу сказать, что Россия начинается с каждого из нас!»
Кто будет преподавать новый предмет, решает сама школа.
Учительница: «Мы с вами наш урок начнем необычно. Я хочу показать вам небольшой видеофрагмент, и я думаю, вы правильно его оцените, поймете, услышите и отреагируете».
Один из энтузиастов нового урока — отец Андрей Кураев — считает, что впервые школа занялась воспитанием нравственности. Но он недоволен светской цензурой.
Андрей Кураев, протодиакон, профессор Московской духовной академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова: «Посмотрите на этот урок — 5 строчек на страничке, здесь 12, большие фотографии. Это означает, что работала цензура».
Глава издательства «Просвещение» замечает, что представители всех религий читали и редактировали все учебники, чтобы не было конфликтов. Но государство следило за тем, чтобы школа сама не стала религиозной.
Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение»: «В отношении случая с отцом Андреем Кураевым должен сказать, что ему в большей степени не удалось избежать некоего вероучительного характера текста. Поэтому мы были вынуждены его скорректировать».
Ученики