Преподаватели и студенты Политехнического университета решили установить памятник ленинградскому репродуктору.
Новая инициатива ко Дню Победы. Преподаватели и студенты Политехнического университета решили установить памятник блокадному репродуктору. Это говорящий в буквальном смысле памятник. Рупор — это один из символов осажденного Ленинграда.
За 30 месяцев фашистской блокады 649 раз на улицах раздавались сигналы воздушной тревоги. 3091 раз звучали предупреждения о начинающихся артобстрелах. Биение метронома раздавалось из репродукторов словно пульс города.
О воплощенной памяти ленинградцев — корреспондент НТВ Константин Борошнев.
Артефакт непарадной блокадной истории. Артезианская скважина во дворе Политеха, где окрестные жители брали питьевую воду. Совсем скоро здесь появится символ той эпохи — необходимый, но страшный — блокадный репродуктор.
Владимир Глухов, проректор по учебной работе Политехнического университета: «Те изюминки старины, изюминки технической истории должны оставаться. Это навивает некие трагические воспоминания, но, думаю, и это надо сохранять».
Пока готовили каркас — точно по советскому образцу, — на Радиофизическом факультете собирали начинку. Для студентов и абитуриентов Политеха эта практическая работа —
Сергей Макаров, заведующий кафедрой, профессор Радиофизического факультета Политехнического университета: «Мы сделали беспроводную связь с этим корпусом. Есть возможность работать от микрофона с улицы, возможность передавать и радио, и речь, и музыку».
На улице испытаний еще не проводили. Но слышно будет, уверяют разработчики, и хорошо. К тому же перепады температур от минус 30 до плюс 80 этому модернизированному ветерану нипочем.
Сергей Макаров, заведующий кафедрой, профессор Радиофизического факультета Политехнического университета: «Есть такое желание — попытаться разместить такие репродукторы по городу, чтобы они стояли в тех места, которые являются святыми для всех людей, переживших блокаду в нашем городе».
Об особом месте репродукторов в жизни блокадного Ленинграда сказано уже действительно много. И хрестоматийными стали кадры хроники, на которой десятки людей у репродукторов внимают сводкам с фронтов. Хроника снималась очень часто здесь, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, тогда проспекта
Как говорят сами блокадники, с особым трепетом они ждали коротеньких интервью с
Будто под них строилась вся жизнь ленинградца. С позывными репродуктора просыпались, шли на заводы, мерили смены и, конечно, ждали победу.
Наталья Даниловская, житель блокадного Ленинграда: «Это все было. Абсолютно. Людей была масса».
Война и блокада для нее — часть истории не только страны, но, в первую очередь, собственной жизни.
Наталья Даниловская, житель блокадного Ленинграда: «Молодежь надо приучать, молодежи надо показывать, что было, как было. Обязательно, при чем с малых лет».
Опытных образцов в Политехе изготовили только два. Оба и повесят во дворе у памятного колодца. Агрегаты, которые до этого творили современность страны — лазером резали крылья для отечественных автомобилей, — теперь войдут в ее историю.