В Донбассе новый всплеск активности вербовщиков. Местных жителей, среди которых есть даже дети и пенсионеры, «обрабатывают» прямо на пунктах пропуска между Украиной и ДНР.
Километровые очереди на пунктах пропуска между ДНР и Украиной выстраиваются каждое утро. Украинские власти декларируют полную лояльность к гражданам народных республик, но на деле КПП на границе напоминают фильтрационные лагеря.
Марина Оленевская месяц назад решилась на визит к родственникам в украинскую Волноваху. Ее сын Дмитрий — бывший ополченец, оборонял Донецк в начале войны, сейчас комиссован по состоянию здоровья. На границе у женщины сразу забрали документы и отвели в секретную комнату.
Марина Оленевская: «Я говорю: он не служит. Они говорят: скажите сыну, чтобы он приехал сюда, в Новотроицк, на блокпост. Мы не будем ему угрожать, просто хотим с ним поговорить».
Сотрудники СБУ позвонили сыну по телефону мамы, но документы ей так и не вернули. Обыкновенный шантаж — пока бывший ополченец не приедет за матерью лично, обратно на территорию ДНР ее не выпустят.
Попытка ловли на живца не удалась — Дмитрий на блокпост не поехал. И тогда его маме открыли карты: бывший ополченец якобы заочно осужден на Украине на 15 лет тюрьмы. Судебного решения при этом женщине не показали.
Дмитрий Оленевский: «Я говорю: при чем здесь мать, отпустите ее. Мне говорят, мать будет здесь, пока ты не приедешь. Я говорю: буду писать в ОБСЕ, прессу, Красный крест. Мне говорят — ладно, хорошо, мы ждем».
Марину в полуобморочном состоянии, в конце концов, отпустили. Женщина попросила защиты у спецслужб ДНР. Донецкая контрразведка, на время относительного затишья на фронте фиксирует всплеск активности вербовщиков.
Сотрудник МГБ ДНР: «Сотрудники СБУ не пытаются выбрать себе наиболее подходящего агента, они осуществляют вербовку всех подряд. Слухи о вербовках, естественно, распространяются, люди боятся, с меньшей охотой пересекают линию разграничения».
В этом на своем опыте убедился и
Валерий Васильевич: «Спрашивают: цель вашего пересечения? Я говорю — проблемы с пенсией. Это, говорят, не проблема, мы ее решим, только вам нужно будет подписать обязательство».
Пенсионера прямо в кабинете без лишних церемоний назначили шпионом. Предложили рассказывать по телефону о том, куда и в каком количестве в его городе движется военная техника.
Валерий Васильевич: «Говорят: если вы не согласитесь, у вас будут проблемы с родственниками, которые живут на Украине».
Счет новым агентам украинской разведки, по данным министерства госбезопасности ДНР, каждый месяц идет на десятки человек. Люди часто боятся приходить, опасаясь суда и тюремного срока за шпионаж.
В ответ на массовые вербовки МГБ самопровозглашенной республики ведет медиаконтрразведку. На телевидении запущена агитационная кампания: граждан ДНР призывают не поддаваться на шантаж и запугивания со стороны украинских спецслужб, а незадачливым шпионам предлагают сдаваться добровольно. Чистосердечно признавшимся местные суды пока не вынесли ни одного обвинительного приговора.
Подробности — в сюжете корреспондента НТВ Максима Березина.