Бортпроводники «Бритиш Эйрвейз» начали трехдневную забастовку. На очереди «Эйр Франс», персонал которой решил бастовать на следующей неделе.
Сегодня десятки тысяч авиапассажиров, купивших билеты на рейсы «Бритиш Эйрвейз», спешно меняли планы. Бортпроводники одного из крупнейших авиаперевозчиков мира
Испытывающий серьезные финансовые трудности авиагигант решил заморозить зарплаты и сократить число бортпроводников на дальних рейсах — с 15 до 14 человек на самолет. Профсоюзу новшество, само собой, не понравилось. Бастовать собирались еще в Рождество, но тогда запретил Верховный суд.
Для Англии, как свидетельствует корреспондент НТВ Вадим Глускер, эта история — гораздо больше чем внутрикорпоративный спор.
То, что не удалось в Новый год, удалось накануне Пасхи. В результате сегодня бастуют 12 тысяч человек, а из 1950 рейсов «Бритиш Эйрвейз» (British Arways) отменила 1100. Так что многолетняя война профсоюзов с руководством авиакомпании достигла апогея. Все попытки мыслимых и немыслимых переговоров провалились.
Чтобы не допустить полного хаоса в воздухе «Бритиш Эйрвейз» заняла самолеты у других компаний и попросила выйти на работу резервных бортпроводников. Руководство авиаперевозчика заверило, что 65 процентов пассажиров
Тони Вудли, секретарь профсоюза: «Компания не желает вести переговоры, все эти ястребы из совета директоров „Бритиш эйрвейз“ хотят войны с нами. А что остается? Я намерен поддерживать требования моих соратников».
Уилли Уолш, председатель правления авиакомпании «Бритиш Эйрвейз»: «Нет никаких ястребов в „Бритиш эйрвейз“. Единственное, что летает у нас в компании, это самолеты. И они продолжат летать, несмотря на забастовку».
Так вся Европа лишний раз доказывает, что профсоюзы здесь — реальная сила, но только в условиях кризиса уже далеко не движущая, а скорее разрушающая.
25 назад Великобритания и вовсе оказалась на грани социального взрыва. Но тогда бастующих шахтеров поддерживали только в СССР. А победа правительства Тэтчер над шахтерами и вовсе изменила страну. Считалось даже, что получать дотации у государства унизительно.
«Бритиш Эйрвейз» и сейчас не просит у государства больше. Просто своими силами решить проблему уже невозможно. Бортпроводники, у которых средняя зарплата 4 тысячи долларов в месяц, не желают, чтобы ее заморозили. И это тоже понятно.
Сотрудник компании «Бритиш Эйрвейз»: «Атмосфера в компании сейчас очень натянутая. Мы, работники, должны держаться друг за друга и гнуть одну линию».
Авиакомпания и без забастовки находится в сложнейшем экономическом положении. Так, в 2009 году ее убытки составили порядка 600 миллионов долларов. Экономический кризис вынудил многих пассажиров путешествовать теперь бюджетными авиакомпаниями, да и обеспеченные люди предпочитают теперь летать авиаперевозчиками из стран Ближнего и Дальнего Востока.
Эти компании платят меньше своим сотрудникам, чем «Бритиш», «Люфтганза» (Lufthansa) или «Эйр Франс» (Air France), но сервис предоставляют в разы лучший, чем европейские авиагиганты. А сегодняшняя забастовка и вовсе ставит будущее подобных национальных авиаперевозчиков под большой вопрос.
Это уже напоминает европейскую круговую поруку. Окончательное решение бастовать персонал британской авиакомпании принял после забастовки своих коллег в немецкой «Люфтганзе» в феврале. А теперь после успеха англичан очередь за французами — четырехдневная забастовка персонала авиакомпании «Эйр Франс».
Вообще экономический кризис только усилил европейское профсоюзное движение. И многие политологи не исключают ситуацию, что профсоюзы снова возьмут в Европе власть, как это уже было в