В сирийской Восточной Гуте, где еще недавно звучали взрывы и рушились дома, сегодня кипит стройка. После создания зоны деэскалации открываются магазины, автомастерские и кафе.
Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев увидел, как в пригород Дамаска возвращаются жители. Сотрудники военной полиции, кроме работы на КПП в зоне деэскалации, находятся и на так называемых наблюдательных пунктах. Там они должны будут фиксировать все случаи выхода из режима прекращения огня, если такие будут.
Степан Марков за жизнью сирийских соседей следит с крыши уже две недели с того момента, как его и других сотрудников военной полиции отправили на наблюдательный пункт. Говорит, что раньше, до объявления Восточной Гуты зоной деэскалации, людей почти не было. Зато сейчас туда возвращаются большими семьями.
Степан Марков, сотрудник военной полиции: «Отсюда я вижу, как люди по домам ходят, ездят на машинах, жизни радуются, пьют чай на балконах».
Конечно, всех по именам Степан еще не знает, но уже попробовал вкусную шаурму у хозяина крошечного кафе, открывшегося неделю назад.
Васим Вашатер, владелец кафе: «Проходите, проходите. У меня самая вкусная шаурма. Сейчас еще жарко — кто днем на работе, кто сейчас дома прячется, но вечером от посетителей отбоя нет. Люди соскучились по возможности посидеть за чашкой кофе, съесть
Пока готовится незатейливая еда, хозяин успевает сообщить, что еще чуть выше он с братом открывает уже большое кафе, где можно посидеть всей семьей. А другие предприимчивые ребята уже успели открыть свою автомастерскую. Чинят и мотоциклы и машины. Очень довольны: тут у них пока конкуренции нет, они самые первые, значит, все заказы — только их.
Степан Марков уже познакомился и с Махмудом Сафа. Знает о его горе. Так получилось, что все соседи именно его дом окрестили несчастливым. Все стены пробиты осколками мин. Дом изрешечен снарядами, выпущенными из крупнокалиберных пулеметов. Махмуд Сафа вернулся после нескольких лет отсутствия. Постоянно благодарит российских полицейских, благодаря которым в этом районе установился мир.
Махмуд Сафа: «Как черное и белое. Раньше плохо жили, боялись. Не успели сразу уехать. Многие жильцы дома или ранены, или убиты. Одной пулеметной очередью они оборвали жизнь моих троих сыновей. Но дом есть дом. Я снова вернулся сюда».
По словам Степана Маркова, все местные жители, которые пока и сами
Степан Марков, сотрудник военной полиции: «Сколько я вот тут нахожусь, к нам относятся доброжелательно. Видя русских, машут нам, угощают чаем, мы отказываемся, конечно».
В Восточной Гуте за две недели наши наблюдатели не зафиксировали ни одного случая нарушения перемирия. Но сотрудники военной полиции не расслабляются, репетируют усиление наблюдательных постов и готовы к любому развитию ситуации.