В Третьяковской галерее открылась ретроспектива картин Александра Дейнеки.
С сегодняшнего дня в Третьяковской галерее можно было любоваться знакомыми по школьным учебникам счастливыми спортсменами, сильными тружениками и радостными колхозницами. Ретроспективу Александра Дейнеки назвали «Работать, строить и не ныть» — по фразе с его плаката
Дальше в тексте было так: «Нам к новой жизни путь указан…/ Атлетом можешь ты не быть,/ но физкультурником — обязан». Создавая картины вроде «Стахановцы — славные люди страны Советов» Дейнека всегда считался художником настроения, которое раньше называли задором, а сейчас — позитивом.
Хотя, по свидетельству корреспондента НТВ Сергея Морозова, в картины Дейнеки просто плохо вглядывались.
Выставку открывал парад физкультурников, как в
Ирина Лебедев, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: «Я думаю, что не одно поколение советских людей знает эту картину по учебникам. И здесь получается очень интересная ситуация. Для нас действительно такие хрестоматийные вещи, которые могут стать неким узнаваемым знаком для людей старшего поколения. Но нам хотелось, чтобы и молодежь смогла открыть для себя вообще
Здесь собраны малоизвестные работы из частных собраний и провинциальных музеев. Впервые из запасников достали и отреставрировали совершенно необыкновенные полотна Дейнеки, где изображены запорожцы, амазонки и Никитка — первый летун.
На выставке видно, как много успел попробовать Дейнека. В ранних работах он напоминает раннего же Кандинского, Шагала, Лентулова, а позже не перестает экспериментировать с жанрами. Единственное, за что он не брался (честь ему и хвала), — это популярный жанр официального портрета. Он, конечно, написал одну картину с Лениным, но какую!
Корреспондент: «Я сначала подумал, что Ленин за рулем».
Елена Воронович, куратор выставки: «Это ключевое здесь, на мой взгляд. В картине нет
Да, он изображал советских спортсменов и рабочих, но сегодня в них виден не столько коммунистический энтузиазм, сколько увлечение Дейнеки Микеланджело или его склонность к драматическим композициям.
Интересно, как со временем от живописи отлетают посторонние смыслы. Так в картине «Донбасс», лишенной героизма, остаются лишь женские фигуры на фоне индустриального пейзажа, а в картине «Маяковский за работой» читается не поэт пролетарской революции, а просто решительный мужчина в тулупе, который
Выставка показывает, что хотя Дейнека всегда был как бы на виду, в живописи он умудрялся сохранить очень личный взгляд. Вероятно поэтому, несмотря на официальное признание, так и не стал генералом от советской живописи. В нем всегда чувствовался авангардный запал