Комитет по природопользованию объявил конкурс на дезактивацию территории бывшего военного городка на Васильевском острове.
Комитет по природопользованию объявил конкурс на дезактивацию территории бывшего военного городка на Васильевском острове. Здесь, на Шкиперском протоке, 16, со времен войны находилась секретная лаборатория, занимавшаяся разработкой радиационного и химического оружия.
После ухода военных начались работы по обеззараживанию. Первые провели еще десять лет назад. Потом они прекратились. И вот теперь, когда появилась заинтересованность в территории, город решил вновь приступить к работам.
Корреспондент НТВ Антон Давыдов выехал на место.
За последние несколько лет эти двое узнали все о некогда секретной территории. С дозиметрами в руках они проверили все заборы с колючей проволокой, разрушающиеся здания и даже спустились под землю.
Докопавшись до восьмиметровой глубины, специалисты заключили: активные источники за воротами бывшего военного городка №6 есть. Причем мощность некоторых превышает норму в 20 раз. Но, проходя мимо всех этих объектов, облучиться почти невозможно.
Алексей Протасов, специалист
Все радиоактивные вещества сконцентрированы на глубине. И если бы не снег, то было бы видно, как сильно изрыты несколько соток земли. Здесь же на поверхности сделаны метки. А трубы не что иное, как колодцы для взятия проб воды. Все данные собирают воедино, анализируют, и в ближайшее время должны приступить к дезактивации участка.
Под сложным и непонятным словом дезактивация скрывается на самом деле довольно простое действие. Когда сойдет снег и станет суше, специалисты снимут защитную крышку и словно старатели начнут сантиметр за сантиметром просеивать грунт. Только искать будут не золото, а радиоактивные вещества.
Откуда на Васильевском острове могли появиться радиоактивные и химические отходы и почему их так много, знает Владимир Бордуков. С 1953 года кандидат технических наук трудился в секретной лаборатории того самого военного городка №6. Здесь же под грифом «секретно» корпели химики, биологи, ядерщики и медики.
Все они разрабатывали боевые радиоактивные вещества и исследовали реакцию на них живых организмов. Без отходов такое предприятие работать не могло. Конечно, большую часть вывезли на полигоны и в область. Однако цезий и стронций остались и продолжают излучать на территории.
Владимир Бордуков,
Каков объем излучающих веществ до сих пор неизвестно. Но если оценивать по времени, то понадобиться около
Алексей Петров, заместитель председателя Комитета по природопользованию, обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды: «Через три года мы должны будем получить этот участок, абсолютно чистый, зеленый и приспособленный для того, чтобы там можно было либо строить объекты социальной сферы, либо деловой застройки. То есть нормальный участок для
Вывозить радиоактивные элементы будут в Сосновый Бор на предприятие «Родон». Перевозка тоже небезопасна. Можно, конечно, просто забыть об этой проблеме. Тем более, что через
Но ждать так долго город не будет. Тем более, когда застройщики готовы покупать престижные участки земли на побережье Финского залива.