Продажи компакт-дисков в реальных магазинах уменьшаются, а в онлайне растут. А сами исполнители все чаще выкладывают свои песни в открытом доступе.
Музыка, как известно, не только предмет для творчества, но и источник дохода. И лучше всего это видно в Интернете, где звукозаписывающие компании давно и с переменными успехом воюют с пиратами.
Только теперь эта борьба за слушателя привела к весьма неожиданным результатам. Продажи
Что из этого вышло и чего ждать слушателям, узнал корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.
Муж и продюсер певицы Валерии разводит руками: у любимой артистки страны диски больше не крутятся и не раскупаются — они пылятся в шкафах. И ведь так у всех звезд страны —
Иосиф Пригожин, музыкальный продюсер: «Вот CD, открываем. Видите, какое оформление? Лепестки роз, понюхайте! Вы в Интернете это не понюхаете, не почувствуете. Этот запах, это все — для фанатов».
Но к чему это всем остальным? Продюсеры признают: эпоха альбомов, гремевшая долгих полвека, в 2010 году исполнит финальную коду.
У прилавков становится тише. Ведь теперь, когда для того, чтобы собрать все композиции любимого исполнителя, достаточно лишь обычного телефона и кредитки — оплатил, скачал, прослушал, — борьба за меломана окончательно переходит на виртуальный фронт.
Впрочем, на один легальный
Запах денег в сети только усилился, когда в схватку за меломана вступили производители телефонов. Ведь они же теперь и владельцы гигантских песенных каталогов.
Сергей Руденко, руководитель российского отдела музыкального
Продавец музыкального воздуха Сергей Руденко заверяет: через
Сергей Руденко: «В большей части наших телефонов уже сейчас есть модуль GPS и пользователь может знать свое местонахождение. Так почему не делиться этой информацией со своими друзьями: эй, я сейчас на концерте „Депеш мод“ (Depeche Mode), и мне здорово! Я слушаю
Чтобы отвлечь небогатого россиянина от пиратских ресурсов, магазины готовы на все: продавать композиции втрое дешевле, чем в Европе, включать в стоимость нового телефона годовую подписку на музыку. Но какими б заманчивыми ни были спецпредложения, рынок легальных продаж в сети пока составляет мизерные полтора миллиона долларов в год — сотую часть от всех скачиваний в России.
Артисты разоряются, но соглашаются. Чем уповать на выручку в Интернете при такой взаимовыручке пользователей, проще кинуть шапку в онлайне и — подайте, кто сколько сможет. Парадоксально, но факт: для множества звезд — от «Рэдиохед» (Radiohead) до Гришковца — сбор добровольных пожертвований в сети стал самой прибыльной
Мирослав Сарбаев, основатель музыкального сообщества в Интернете: «Мы работаем по модели, по которой музыкальная индустрия работала в XVIII веке, в XIX веке — до того, как появились носители, которые можно было продавать. Был музыкант и была публика. Публика слушала и говорила „спасибо“ музыканту. Деньгами».
Автор проекта Сарбаев не сомневается: такой магазин, взывающий не к кредитке, а к совести — это и есть рынок будущего. Ведь раз проследить за каждым ноутбуком и сотовым невозможно, надеяться стоит только на добрые чувства поклонников и на хорошие песни артистов. Те, за которые не заплатить просто стыдно.