Спустя 65 лет после окончания одной из самых кровопролитных войн в истории, открывается все больше подробностей о ее начале и возможном развитии.
Спустя 65 лет после окончания одной из самых кровопролитных войн в истории, открывается все больше подробностей о ее начале и возможном развитии.
О чем в августе
Теперь хорошо оснащенное укрытие стало музеем. Но что на самом деле скрывалось за этим секретным объектом, выяснил специальный корреспондент НТВ Виктор Кузьмин.
Четыреста метров в длину, девять метров высота сводов, над всем этим —
Война с СССР длилась уже два месяца. Фюрер приехал из Бреста, где осматривал руины крепости, дуче — из Рима, чтобы ознакомиться с положением дел на восточном фронте, где воевали и итальянские части.
Кшиштов Винярский, преподаватель истории: «Это был единственный в истории визит Гитлера и Муссолини сюда. Только спустя неделю после встречи об этом было сообщено в газетах, наверное, в целях безопасности».
Два спецвокзала были построены в рекордные сроки — 10 месяцев. Их так и поставили на старой австрийской железной дороге. Горный ландшафт стал естественным укрытием. Единственной функцией объекта был прием поезда высшего нацистского руководства. Состав полностью въезжал в тоннель, после чего ворота закрывались.
Майка Заморска, историк: «Поезд состоял из двух паровозов, двух платформ с зенитными пушками. Затем шел вагон багажный, потом — сам салон для первых лиц. В составе был вагон для связи, охраны, два ресторана — всего 16 вагонов».
В случае воздушной тревоги все пассажиры перемещались в боковой технический канал, разделенный на 50 отсеков, каждый из которых был оборудован бронированной дверью.
Кшиштов Винярский, преподаватель истории: «Все было изолировано от внешнего мира. Машинное отделение подавало в эти отсеки электричество, работала вентиляция с фильтрами на случай химической атаки, водопровод».
На таких вокзалах, своды которых выдерживали прямое попадание авиабомбы, было все для автономной работы состава: уголь для паровозов, питание для солдат и запасы продуктов для изысканной кухни, боеприпасы. А виллы для высоких чинов рядом с вокзалами были замаскированы под сельские сараи.
В конце войны спецпоезда стали приезжать сюда чаще, но уже не с фюрером, а с людьми, отвечавшими за создание оружия возмездия. Немцы торопились.
Майка Заморска, историк: «В октябре
С приходом советских войск этот стратегический объект утратил свою надобность. Уже после войны тоннели
Потом предприимчивые поляки выращивали здесь шампиньоны. Сейчас это музейный объект, где часто проводят реконструкции исторические клубы со всего мира.