В одной из московских клиник на 83-м году жизни скончался Владимир Мотыль режиссер, снявший легендарное «Белое солнце пустыни».
В одной из московских клиник на
Этот первый русский вестерн стал не просто настоящим кинохитом и бестселлером мирового проката, но еще и талисманом. Российские космонавты непременно смотрят эту картину перед стартом и считают, что она приносит удачу. Хотя прежде чем завоевать народную любовь, этот фильм вызвал настоящий гнев тогдашних руководителей киноотрасли.
Столь же непростая судьба была и у других картин Владимира Мотыля, а его самого дважды даже изгоняли из профессии. Но он не изменил себе — снимал только то, что хотел, и как хотел, руководствуясь единственным принципом: главное в искусстве — «правда сердца».
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг подробнее.
За полвека, прожитых в кино, он ни разу не снял про современность. Ведь в ней не было ни благородных кавалергардов, ни
Наталья Бондарчук, заслуженная артистка России: «Он пробивал фильмы с декабристами, но они были почти запрещены в советское время, потому что дворяне. Он прошел буквально по лезвию, рассказав о женах, но и все равно привлек Янковского. Это изумительная роль. Он сделал то, что хотел».
Проникновенный киноисторик Мотыль трагедию родной страны знал не по книгам и не по рассказам, а по истории своей семьи. Отец, безвинно сгинувший в застенках Соловков, все родственники матери в
Владимир Мотыль, народный артист России, режиссер: «Через все горнила революции, гражданской войны, мои родные, в том числе моя мама, прошли. И поэтому я черпаю оттуда настроения и многие свои сюжеты, характеры».
Фильм главный и для Мотыля, и, может быть, для всей страны на советский экран вышел всему вопреки. Невидимые трудящиеся уже готовились строчить жалобы: как же так — из гражданской войны устраивать голливудский вестерн, да еще и белогвардейца в нем обелять?
Против запуска фильма были киночиновники, резкий отказ выдал «Мосфильм», но картину спас неприкасаемый Григорий Чухрай. Его киностудия «Белое солнце пустыни» взяла под свое крыло. Меж тем как Владимир Мотыль взялся за безнадежный сценарий.
Владимир Мотыль, народный артист России, режиссер: «50 с
Он набросал и монолог Верещагина, и незабвенный образ Екатерины Матвеевны, он привлек к работе над лентой друга и единомышленника Булата Окуджаву. И «госпожа Удача» улыбнулась им как никогда больше. Еще не было слова «кассовый», а в кино на Петруху и Сухова шла вся страна — от хлопкоробов до космонавтов, что до сих пор, как святой ритуал, перед каждым стартом смотрят «Белое солнце пустыни».
Георгий Гречко, дважды Герой Советского Союза,
Ставший для зрителя любимейшим режиссером, Мотыль для начальства был источником раздражения.
Кахи Кавсадзе, актер, исполнитель роли Абдуллы в фильме «Белое солнце пустыни»: «Он не знал, что такое быть не честным. Такие люди много не снимают, наверное. Такие люди для власти немножко некомфортны, мне кажется».
Уже давно и оттепель минула, а он все продолжал ломать в кино негласные запреты. Ведь кто еще тогда мог лишь задуматься, чтоб снять войну без пафоса, без напускного героизма, с солдатом тонким и обезоруживающим, без автомата, а со шпагой и смешной интеллигентностью.
Последний свой фильм «Багровый цвет снегопада» Владимир Мотыль выпустил в прошлом году. В огромной киносаге отразилась вся история гражданской войны уже без юмора, без вестерна. Все серьезно, напоследок. Эту ленту Владимир Мотыль посвятил своим родителям.