В Польше придумали, как возродить так называемые вымирающие города.
В Польше придумали, как возродить так называемые вымирающие города. Работы в бывших военных гарнизонах практически нет, поэтому местные жители (те немногие, кто не уехал) решили развивать туризм.
Они сделали источником доходов прошлое. Гостей завлекают русской кухней и советским антуражем. Но некоторые города оригинальными идеями уже не спасти.
Репортаж корреспондента НТВ Виктора Кузьмина.
Местные жители приходят сюда разбирать то, что не разворовали за 18 лет. Остались только бетонные коробки и ржавое железо.
С
Армия ушла, Варшавский договор канул в лету, а польский городок Кломино существует только на карте. Пенсионерка Зофья живет здесь одна, говорит, что продолжает нести службу. Она и мэр, и полиция, и налогоплательщик.
Зофья, пенсионерка: «Здесь было все очень аккуратно, чисто убрано, газоны, никакого беспорядка, когда ушла русская армия. Все под ключ. Бери и живи».
Жить никто не стал, работы нет. Советская армия кормила целый район. Рядом с Кломино — другой бывший военный городок
Андрей Забродин: «Имеем немного, но имеем пять номеров, они небольшие, но очень уютные».
Бывший офицер советской армии Андрей сегодня владелец отеля. Самого дорогого в этих местах. Покинул Россию и обосновался в Борно, вложив свой капитал в туризм.
Андрей Забродин: «Борно будет жить только с туризма, а туризм — это только история. У Борно только будущее в прошлом».
Прошлое этих городков — военные гарнизоны. Германские, а потом советские. Но серп и молот, говорят здесь, ближе. Пребывание советских войск здесь помнят и потому весь туристический бизнес построен на этих воспоминаниях. На стене ресторанчика, который здесь называют «столовка», висит рекламный плакат, который не в характере для современной Польши.
«Это Маркс, Энгельс, Ленин и российские офицеры. Реклама должна провоцировать», — говорит хозяин заведения.
Провоцировать в Борно начинают на въезде, когда туристический автобус встречают военный патруль в советской форме. Советской символики здесь не просто много, а очень много. В некоторых отелях в номерах на стенах не картины, а армейские плакаты.
Збигнев Конечны, владелец отеля: «Это знамя мне удалось добыть для коллекции. Я собираю все российское и советское».
Гарнизон так и останется гарнизоном — истина, которую в этом бывшем военном городке не только осознают, но и эксплуатируют. Скоро на одном из постаментов здесь появится советский танк