Руководство Саяно-Шушенской ГЭС сегодня активно успокаивало жителей Хакасии и Красноярского края. Поводом для тревожных слухов послужили появившиеся сообщения о том, что на электростанции якобы может произойти новая катастрофа. Жителей региона обеспокоил внешний вид ГЭС.
После августовской аварии на станции сейчас идут ремонтные работы, и впервые она работает с открытыми водосбросами. Водяная пыль оседает на плотину, из-за чего на ней образовался большой снежно-ледовый нарост. ГЭС сейчас действительно представляет собой весьма необычное зрелище, но насколько это опасно и может ли обледенение привести к обрушению, у специалистов выясняла корреспондент НТВ Татьяна Панихина.
Саяно-Шушенская ГЭС окутана густым туманом. Облако снежной пыли образуется из-за работающих водосбросов. После аварии в августе прошлого года на станции вынуждены сливать воду из хранилища вхолостую, минуя разрушенные гидроагрегаты. Это нештатная ситуация. Впервые в истории мировой гидроэнергетики аварийные задвижки пришлось открыть не во время весеннего паводка, а суровой сибирской зимой.
Николай Стефаненко, начальник Службы мониторинга гидротехнических сооружений Саяно-Шушенской ГЭС: «Это не проектный режим. Никто никогда не планировал использовать сбросные расходы в зимний период. К сожалению, это нештатная ситуация. Но до сегодняшнего дня водосбросы и работа других сооружений проходит в нормальном режиме. Пока никаких рисков нет».
Обледенение плотины породило массу разговоров в интернет-сообществе о неустойчивости гидросооружения и даже о возможном разрушении плотины. Быстрому распространению слухов способствует необычный внешний вид «Саянки». Такой местные жители не видели ее никогда. Водосливные отверстия похожи на замерзший водопад. На конструкциях образовались гигантские наледи, напоминающие айсберги.
Со стороны кажется, что шлюзы полностью перемерзли и хранилище может переполниться. Но это физически невозможно, успокаивают общественность сотрудники ГЭС.
Николай Стефаненко, начальник Службы мониторинга гидротехнических сооружений Саяно-Шушенской ГЭС: «Вода идет из каждого водосброса — 90 кубометров в секунду. Можно подойти к балкону и посмотреть, с какой скоростью изливается поток воды, тем более она плюсовой температуры. Тогда никаких вопросов ни у кого не будет».
Неожиданно возникшую проблему обледенения приходится решать буквально на ходу. Эксперты вычислили, что наледи образуются меньше, если перейти на минимальный режим сброса воды, что и было сделано. Кроме того, для борьбы со льдом несущие конструкции покрывают природной солью бишофит. Она препятствует образованию наростов.
Интересное инженерное решение специалисты придумали для защиты водобойного колодца. По периметру раскинули брезентовый шатер, покрытый специальным составом. От постоянной вибрации снег скатывается вниз. В противообледенительных мероприятиях задействованы около 60 человек. Это в 10 раз меньше, чем на восстановительных работах на самой станции.
В машинном зале работы идут в две смены. Второй гидроагрегат, который сорвался с креплений и разрушил все вокруг, по-прежнему лежит на боку. Его демонтируют по специальному проекту под постоянным контролем следователей. Основные силы энергетиков стянуты к турбине номер шесть. Она меньше всего пострадала в аварии 17 августа.
Из 10 гидроагрегатов восстановлению подлежат только четыре турбины. Остальные постепенно заменят на новые. С вводом в эксплуатацию новых мощностей нагрузка на водосброс будет уменьшаться. Уже к весне этого года воду из хранилища будут пропускать через два гидроагрегата и по второму каскадному водосбросу, прорубленному в горе. Его строительство сейчас идет активными темпами.
Валерий Кяри, директор Саяно-Шушенской ГЭС: «Паводок мы ориентируем на не слишком многоводный год. Но как будет на самом деле — там посмотрим. Думаем, что мы подготовим ложе водохранилища к принятию воды. По этому поводу мы готовим береговой водосброс. Уже 1 июня он сможет пропустить на первой очереди 2 тысячи кубов в секунду».
Полностью Саяно-Шушенская ГЭС будет восстановлено к 2014 году. И до этих пор местным жителям придется привыкать к необычному зрелищу и слухам, которые то и дело возникают вокруг аварийной станции.