В России все более популярным становится гендерный подход к образованию.
Сегодня у всех российских школьников закончились зимние каникулы. Для тех, кто учится не в обычных, а в гендерных классах — по принципу мальчики отдельно, девочки отдельно — это означает не только то, что теперь нужно ходить на уроки, но еще и то, что придется резко сократить общение со сверстниками противоположного пола.
Видеться с ними можно лишь на переменах или после школы, если время есть. Такой подход к образованию становится все популярнее — в России уже несколько сотен раздельных классов. Почему дореволюционный опыт настолько востребован сейчас, пытался понять корреспондент НТВ Георгий Гривенный.
Глядя на выпускные альбомы, хочется спросить у директора: «„Это точно школа с раздельным обучением? Мы правильно приехали?“
Людмила Григорьева, директор школы №1257»: «Не может быть раздельного воспитания, так же, как унифицированного подхода к образованию. Вот так, разделяя детей на учебу, но объединяя в воспитательном процессе, нам удается получать оптимальный результат».
«Оптимальный результат» — это 100 процентов выпускников, поступивших в вузы за последние 15 лет. Именно столько и длится эта «раздельная» педагогическая история школы 1257.
На первый взгляд она ничем от обычной школы не отличается, по крайней мере, уровнем шума на перемене точно! Но в коридорах действительно представители и прекрасного, и сильного пола. Они здесь все вместе. И только когда прозвенит звонок, она разойдутся по своим раздельным классам.
Ученик 9Б Роман Антипин всю свою школьную жизнь провел в такой обстановке — в сугубо мужскую компанию только учительница допускается. Вопрос «как же вы учитесь, когда и за косичку дернуть некого?» вызывает поначалу недоумение.
Роман Антипин, ученик школы №1257: «Может,
Директор школы поясняет: идея такого гендерного подхода как раз в том, чтобы помочь ученикам лучше воспринимать материал. Ведь у девочек больше развит эмоциональный интеллект, а у мальчиков — абстрактное мышление. Значит, считают здесь, подавать один и тот же предмет можно и нужно
Учитель физики Розалия Чулимова в классе мальчиков в самом начале урока демонстрирует
Розалия Чулимова, учитель физики школы №1257: «У девочек это будет экстремальный вариант, с девочками так нельзя. Мальчики познают науку самостоятельно на практике, а девочки только потом закрепляют усвоенный материал при помощи тех же приборов».
Алекс Борисов в чисто мужской лондонской школе только первый год. Родители говорят: сам выбрал. Ведь на родине гендерного обучения найти подобный «закрытый от другого пола» класс не проблема. У мальчиков всегда больше спорта, и меньше… стеснительности. От девочек.
Наталья Казанская и Сергей Борисов, родители: «Алекс занимается вышиванием и игрой на пианино. В совместной школе он от этого категорически отказался».
Сестра Алекса учится пока еще в обычной, смешанной школе, но хочет в отдельную. От мальчиков.
Стася Казанская: «Они дразнят и иногда глупые вещи делают».
С лондонской Стасей согласная московская Ася. Она только что перешла в гендерную школу из обычной.
Ася Уколова, ученица школы №1257: «Меньше получается засмеять.
Еще один аргумент сторонников «раздела школьных полов» — в детях быстрее и тверже формируются то самое мужское и женское начало. Психолог Ольга Маховская замечает: в нынешней жизни эти роли все чаще смешиваются до неотличимости.
Ольга Маховская, старший научный сотрудник Института писхологии РАН: «Если мы хотим готовить ребенка к такой жизни, то не нужно выбирать школу, которая будет разделена по социальному, экономическому или, тем более, гендерному признаку, потому что ему еще жить в этой сложной многообразной жизни».
Но у родителей, да и у самих учеников, по крайне мере, есть из чего выбрать. Школы, где мальчики с девочками видятся только на переменах, свое право на существование уже доказали.