Сегодня в центре Луганска прогремели взрывы сначала сработало самодельное взрывное устройство, начиненное кусками арматуры. Один человек погиб, пятеро пострадали. Спустя час взлетел на воздух заминированный автомобиль, двое пострадали. Власти ЛНР квалифицируют случившееся как теракт и подозревают украинских диверсантов.
Миссия ОБСЕ регулярно фиксирует взрывы в Донбассе и последствия обстрелов со стороны украинских силовиков. Под огнем гибнут мирные граждане, в том числе женщины и дети. Однако международное правосудие не спешит призвать к ответу тех, кто совершает эти военные преступления.
Нелли Тимофеевна под обстрелом потеряла сына и внучку. Сын Юрий, его жена Анна и их дети жили в Горловке, недалеко от центра. Их дом теперь стоит пустой и разбитый. Ане оторвало руку. Юрия и одиннадцатилетнюю Катю убило на месте. Их пришли хоронить тысячи людей.
Нелли Тимофеевна: «Я кричала, руки держала, потом в интернете выложили — „Проклятие матери“. Эти мне написали, укры, мол, хорошо сыграла, хорошую артистку подобрали. Я им в ответ написала, что б вы так играли свою жизнь».
Нападение на гражданские объекты по уставу Международного уголовного суда считается военным преступлением. Нелли Тимофеевна обратилась в Гаагу. Хотя, говорит, ничего особого не ждет от этого. Боль не утихает. Близких не вернешь.
Сейчас в Донецке работает Общественная комиссия по фиксации военных преступлений. Несколько юристов помогают людям искать справедливость. Раз в месяц собранные здесь факты уходят на рассмотрение прокурору Международного уголовного суда. Там отвечают — принято. Пока все.
Донецкие юристы пытаются добиться расследования как такового, ведь до сих пор этого не было сделано. И привлечь к уголовной ответственности виновных. Военных и не только.
Виталий Галахов, адвокат: «Это будет касаться и высшего руководства Украины, если это было планомерно, масштабно».
В Организации Объединенных Наций говорят о десяти тысячи погибших на востоке Украины за годы вооруженного конфликта. За все это время были поданы сотни обращений в международный уголовный суд. Ни одно из них не стало поводом для начала уголовного разбирательства, отмечает корреспондент НТВ Святослав Гордин.