В Петербурге открылась выставка работ Марка Ротко, Джексона Поллока и Сай Твомбли кисти таджикских гастарбайтеров.
Гастарбайтеры могут не только убирать улицы и работать на стройке, но и писать картины. Настоящие шедевры, ну или почти настоящие. Два таджикских маляра копируют полотна признанных мастеров современной живописи.
Корреспондент НТВ Николай Булкин полюбовался и приценился.
В этой части петербургской выставки дешево продают вроде бы классические полотна, но громкие имена на подписях под картинами Марк Ротко, Джексон Поллок, Сай Твомбли — не совсем правда. На самом деле, авторы Руслан и Эдик — гастарбайтеры из Таджикистана, их для работы нанял Кирилл.
Кирилл Шаманов, координатор проекта
Работу гастарбайтеры выполнили несколько месяцев назад на выставке в Москве. Скопировать классиков именно абстрактного искусства наемным рабочим Кирилл предложил не случайно: искусство современное, к тому же, копируя его, чаще приходится работать валиком, а это им сподручно.
Руслан и Эдик в четыре руки быстро и дешево воспроизвели 12 полотен. Теперь копии путешествуют по выставкам. Руслан и Эдик на биеннале не ездят — работают на московских стройках, но за такую малярку им тоже выдан гонорар.
Кирилл Шаманов: «За четыре часа работы в день они получали тысячу рублей. В среднем, они так получают за неделю. Но это за рисование, а не ношение стройматериалов».
Теперь еще возможно будет процент от продаж картин. Конечно, найти различия между оригиналом подлинной картины Джексона Поллока, американского художника, лидера абстрактного экспрессионизма и копией не составит труда. Если вдаваться в детали, то большинство линий скопировано неточно.
Копиисты из гастарбайтеров получились хоть и не самые профессиональные, но есть другая разница — рыночная. Здесь эта картина продается за две тысячи евро, а полотна Джексона Поллока, если и выставляются на аукционах, то продаются за десятки миллионов долларов. Авторы идеи в итоге открыто показали — гастарбайтеры за россиян могут делать все, даже концептуальное искусство.
Аркадий Шалыгин: «Людям не очень сведущим, можно понять, что такое современное искусство, как можно его сделать с помощью такого махания. Прекрасный проект».
И даже художники соглашаются: проект интересен, ведь еще раз убеждаешься в необходимости одних и таланте других.
Дмитрий Флегонтов, художник: «Несмотря на то, что их вроде бы повторяют, но сразу же подчеркивают, что
Организаторы пошли дальше. На главной петербургской выставке современного искусства они предлагают повторить любое полотно.
Кирилл Шаманов: «Это вот некто Тихватулин,
В Москве одну из копий уже купил коллекционер. В Петербурге пока прицениваются, привыкая к мысли о том, что если тебе нужна картина, можешь нанять гастарбайтеров.