Спустя 100 лет раскрыты финансовые махинации Сергея Дягилева. В этом помогли документы из Российского государственного исторического архива.
В Петербурге произвели историческую сенсацию. В Российском государственном историческом архиве обнаружены документы, проливающие свет на деятельность знаменитого Сергея Дягилева.
Как известно, первый балетный импресарио ХХ века прославил русское искусство за рубежом. И вот выясняется: фигура Дягилева была весьма неоднозначной. Спонсирование постановок, оказывается, осуществлялось за счет государственной казны. И, в конце концов, даже Столыпин сказал: «Для насаждения русского искусства я не против давать деньги, но не бесконечно».
О дерзкой авантюре Сергея Дягилева — корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Документы, где фигурируют имена Великого князя и его супруги, проливают свет на появление денег у Сергея Дягилева, который перевернул сознание западной публики своими «Русскими сезонами». В Российском историческом архиве Виктор Бочаров нашел переписку Императорского двора, казначейства, Дирекции театров и даже Совета министров начала ХХ века, касающуюся финансирования частной антрепризы. Дягилев успешно привозил в Париж в 1907 выставку живописи и симфонический оркестр. А позднее, благодаря полученным из казны деньгам, представил и готовые постановки Мариинки.
Виктор Бочаров, исследователь оперного и балетного искусства: «Балетные спектакли, про которые все говорят: „Павильон Армиды“, „Сильфида“, „Клеопатра“. Считается, что все это — идея Дягилева. Это версия для народа. Только те люди, которые занимаются историей балета, понимают, что спектакли были поставлены до Дягилева. Они шли на императорской сцене. Они были полностью экипированы, все артисты были отшлифованы идеально».
Антрепренер использует возможности императорской сцены для сезонов на полную катушку. Вот записка министра императорского двора барона Фредерикса. В ней он подсчитал возможные убытки во время дягилевских турне ввиду предоставления театрального имущества свыше 120 тысяч рублей. Это использование декораций, костюмов и возможной их порчи.
Тогда звёзды сцены не летали в Париж самолетами, поэтому Дягилев, прикрываясь высокими покровителями, забирал артистов императорских театров надолго, не особо заботясь о планах дирекции. А в качестве репетиционной площадки вообще использовал подмостки Эрмитажного театра.
Дягилев не был бы гениальным продюсером, если бы не получил деньги еще и от «Гранд Опера». Записка свидетельствует, что парижский театр заплатил за уже готовую постановку Мариинки 50 процентов ее стоимости.
Виктор Бочаров, исследователь оперного и балетного искусства: «Он гений. Согласен. У него потрясающие организационные способности, но способности, которые в то время обществом не воспринимались. В обществе была совершенно другая нравственная особенность. Считалось не совсем красиво взять деньги и не вернуть. Тем более деньги очень большие — 25 тысяч рублей».
Первые деньги Дягилевым, кстати, были заработаны на скандале. По всему Парижу были расклеены афиши первых спектаклей «Русских сезонов». Во Франции ждали русскую оперу и балет. Затраты на приезд постановок были масштабными. Ведь ждали именно звезд императорской сцены: Карсавину, Павлову, Гельцер и Нижинского.
Спектакли в Шатле могли быть просто сорваны
От Дягилева никто не требовал возврата денег, и он зарабатывал еще и на публике. Так продолжалось два года, пока в 1910 году император высочайшей телеграммой не отменил собственное распоряжение о финансировании антрепризы.
Документы, касающиеся истории финансирования постановок русских спектаклей в Париже, хранятся в архиве 100 лет. Судя по листу использования, материалы неоднократно видели специалисты, но не историки балета. Факт финансирования частной антрепризы государственной казной никого не заинтересовал. Возможно, чтобы не разрушать миф о гениальном антрепренере.