Сразу пять вулканов проснулись на Камчатке, самолеты в регионе направляют по резервным маршрутам.
Сразу пять вулканов проснулись на Камчатке, самолеты в регионе направляют по резервным маршрутам. Добавилось работы и картографам. Корреспондент Анна Евстратова специально для НТВ узнала, как на полуострове может измениться ландшафт.
Сразу пять крупнейших вулканов Камчатки активизировались, причем сделали это одновременно. Вместе с активностью начался и рост исполинов. Знаменитая Ключевская сопка с 4750 метров подросла почти до пяти километров. Да и соседи не отстают, за одно извержение прибавляют не менее 150 метров.
Ольга Гирина, ведущий научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН: «Если сравнивать с деревом, то, конечно, вулкан растет медленнее. При выжимании вязкой лавы вулкан, можно сказать, растет! Для Ключевского характерны мощные эксплозивные извержения, и тогда в кратере растет новый шлаковый конус, за счет него вулкан и прирастает».
Чтобы получить наиболее полные данные об огнедышащих сопках, вертолету надо подняться на максимальную высоту — свыше 5 тысяч метров. Здесь даже кислородная маска превращается в средство изучения активности вулканов. Разряженный воздух, минус 50 за бортом, из жерла вулканов валят клубы пара и пепла. Класс опасности для полетов — оранжевый, один из самых высоких.
Александр Овсянников, старший научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН: «Вулканы сейчас активны. На Ключевском происходят незначительные выбросы пепла, весь склон покрыт серым веществом».
За один полет ученые надеются облететь все проснувшиеся сопки. На борту вертолета почти тонна высокоточной аппаратуры.
Сергей Чирков, ведущий инженер Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН: «С помощью тепловизора мы можем определить температуру на склонах вулкана и сказать, где прогретые участки, а где нет».
Декабрьское извержение Безымянного ученые предсказали с точностью до суток. Мощные выбросы поднялись в небо на 10 километров. В течение семи минут ученые оповестили все авиакомпании мира об опасности пролета над вулканом.
Гирина, ведущий научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН: «Шлейф порядка 240 километров, ширина его примерно 20 километров. То есть он достаточно плотной стеной протягивался, поэтому в Козыревске прошел достаточно мощный пеплопад».
Трехмиллиметровый слой пепла от Безымянного присыпал небольшой поселок Козыревск буквально за час. Явление это здесь хоть и привычное, но неприятное. Один плюс — вулканический пепел — хорошее удобрение для грядок, причем бесплатное. Правда, минусов намного больше.
Александр Овсянников, старший научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН: «Пепел попадает в глаза, в рот, скрипит на зубах и доставляет массу неудобств».
Все данные полученные во время полета, будут обрабатываться в лабораториях Камчатского института вулканологии. Такие полеты — уникальная возможность научиться предсказывать извержения. Для Камчатки это актуально. На территории полуострова около 300 вулканов, 29 из них действующие.