В 1989 году в Румынии казнили бывшего президента Социалистической республики, генсека Компартии страны Николае Чаушеску.
В Румынии ровно 20 лет назад казнили бывшего президента Социалистической республики, генсека Компартии страны Николае Чаушеску. В 1989 году волна «бархатных революций» захлестнула Восточную Европу. Но в Румынии смена власти не прошла бескровно.
Мирные выступления тогда переросли в вооруженное восстание. На улицах Бухареста погибло более тысячи человек. Свергнутого Чаушеску и его супругу приговорили к смертной казни и в тот же день приговор привели в исполнение. Биографию казненного румынского диктатора вспомнил Александр Ефремов. Репортаж НТВ.
Лидер Румынии Николае Чаушеску сделал головокружительную партийную карьеру. В 1965 году он возглавил ЦК и всю страну. Тогда его товарищи по партии и подумать не могли, что безраздельное правление Чаушеску продлится аж 35 лет. И все эти годы он будет демонстрировать свою независимость от «старшего брата» — СССР.
Чаушеску открыто ездил на капиталистический Запад, где встречался с первыми лицами. Президент США Рональд Рейган, к слову, подарил румынскому лидеру роскошный «бьюик» (Buick). А в 1984 году Румыния стала единственной из соцстран, отказавшейся проигнорировать Олимпиаду в
Однако обычные граждане его страны не видели ни плюсов социализма, ни роскоши капитализма. Все эти годы страна брала кредиты у Запада и быстро сползала в долговую яму. В 1989 году в стране начались едва сдерживаемые демонстрации протеста. Люди стали открыто говорить о том, о чем еще пару лет назад шептались.
Матеи Ион: «Я видел плачущих детей, которые в жизни не съели и плитки шоколада. Был страшный дефицит. Многие люди бежали в Венгрию».
Людей возмущало и то, что на главных государственных постах — родственники Чаушеску. Сам он правил страной так, как хотела… его жена Елена. Именно она, как потом выяснится, требовала роскошных подарков от заграничных друзей государства. И вставляла в золотые оправы картины из национальных галерей — для полотен в роскошной спальне четы не было уже места.
По Восточной Европе как раз в это время пошла волна «бархатных революций». Это и толкнуло обедневший румынский народ на решительные действия. Спусковым крючком кровавого переворота стали события середины декабря 1989 года в городе Тимишоара. Там разогнали демонстрацию в поддержку высланного из страны священника, выступавшего за автономию венгерского меньшинства.
Чаушеску, который терял власть даже не с каждым часом, а с каждой минутой, попытался поговорить — как потом окажется последний раз в жизни — со своими гражданами. Но безуспешно.
Власти вывели на улицы танки. На сторону демонстрантов встала армия — начались настоящие уличные бои. В борьбе с Секуритате — органом, который в стране был одновременно и политической полицией, и спецслужбой, — погибло больше тысячи человек.
Чаушеску уже не пытался остановить беспощадный бунт. Он старался спасти себя и семью. И почти успел, но в последний момент, когда спасительный вертолет уже приземлился на крышу ЦК Компартии, ему это не дали сделать ворвавшиеся в здание демонстранты.
Суд над президентом, проходивший в небольшом городке Тырговиште, был кратким. Сам Чаушеску и его жена — явно испуганные и подавленные — не хотели отвечать на вопросы.
Николае Чаушеску: «Я буду держать ответ только перед Великим национальным собранием. Я не признаю этих обвинений. Я хочу говорить только перед Великим собранием. Вы совершили государственный переворот. Придет день, когда вы ответите перед народом».
Однако суд, на котором об адвокатах для четы Чаушеску речь и не шла, постановил: расстрелять. Приговор привели в исполнение тут же во дворе.
Уже в