Видимая длина корабля около 18 метров. Трюмы аквалангисты пока не обследовали.
Воронежские подводные археологи нашли один из первых русских военных кораблей. На дне водохранилища они обнаружили остов судна, по всем признакам построенного в петровские времена. О том, что именно в Воронеже началась история
Об уникальной находке — репортаж корреспондента НТВ Ольги Черновой.
Корабль был скрыт под толщей песка и ила. В результате гидротехнических работ в русле реки Воронеж глубина увеличилась с 4 до 12 метров. Как предполагают специалисты, старинное судно — не последняя находка на расчищенном дне Воронежского водохранилища.
Владимир Врагов, аквалангист школы подводного плавания: «Остов корабля сохранен на
Видимая длина корабля — около 18 метров. Трюмы аквалангисты пока не обследовали. О древности находки воронежские историки судят по четырехгранным кованым гвоздям, которыми скреплены корабельные части. Такие гвозди использовались только в XVIII веке, в том числе и для строительства
Валерий Березуцкий, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Воронежского педагогического университета: «Мы дело имеем действительно с уникальным явлением, которое нам преподнесла судьба. К сожалению, у нас отсутствует подводная археология в Воронеже, которая бы занималась именно этим временем».
Документальных свидетельств строительства в столице Черноземья Азовского флота немало, а вот подлинных предметов лишь несколько. В Воронежском краеведческом музее о знаменитых кораблях Петра I напоминают несколько чугунных ядер, пушки и якорь, обнаруженные на дне реки Воронеж в середине прошлого века. Корабль же найден впервые. То, что он принадлежит Петровской эпохе, не исключают и воронежские, и петербургские специалисты.
Раиса Новочихина, старший научный сотрудник Воронежского краеведческого музея: «Несколько судов затонули, не успев побывать в плавании, потому что они были изготовлены из некачественного леса».
Анатолий Белик, старший научный сотрудник Центрального
По подводной съемке историкам сложно определить тип судна. Необходимо его детальное изучение.
Валерий Березуцкий: «Что касается корабельного состава флота — это более тысячи различных вспомогательных судов, небольшие и большие лодки. Кроме того, 23 галеры. Эта цифра хорошо известна».
Первый этап строительства Азовского флота в Воронеже закончился неудачей — опыта в кораблестроении еще не было. На воронежской верфи работали более 20 тысяч плотников со всей страны. Спешка и большой объем работ способствовали низкому качеству кораблей, некоторые суда даже не удавалось спускать на воду.
Строительство парусных военных кораблей в Воронеже велось 15 лет. Напротив Успенской церкви располагалась воронежская верфь. Останки корабля найдены как раз недалеко от нее. В новом году аквалангисты совместно с археологами продолжат обследовать уникальную находку, а местные власти приняли решение построить по чертежам петровских времен первый линейный корабль в России, который потом станет музеем.