Экс-президент Литвы, которому в 2004 году вынесли импичмент, заявил, что против него тогда искусно сплели заговор и таким образом лишили власти.
В деталях этой запутанной истории разбирался Иван Трушкин. Репортаж НТВ.
Бывшего литовского президента не раз уже спрашивали про тюрьмы ЦРУ в Восточной Европе. Роландас Паксас был у власти с 2003 года — самый разгар борьбы с
Роладас Паксас,
История с тюрьмой Антвилай всплыла месяц назад. Пронырливые американские репортеры выяснили, что в пригороде Вильнюса есть школа верховой езды, которая на самом деле совсем не школа, а секретный объект ЦРУ.
Вместо конюшен организовали камеры и комнаты для допросов, поговаривают, что там даже пытали. Спецслужбы свозили туда подозреваемых в терроризме из Афганистана. На момент закрытия в 2005 году в тюрьме содержали восемь заключенных.
Только теперь Паксас вдруг вспомнил, что к нему в 2003 году приходил глава литовского департамента Госбезопасности Мечис Лауриункус и в частной беседе, без свидетелей делал президенту некие предложения. Можно, мол, ввозить подозреваемых в терроризме в Литву неофициально. Паксас заверяет, что отказ стоил ему президентства.
Роладас Паксас,
Процедуре импичмента дали ход через несколько месяцев после этого разговора. Инициатором стал тот самый Лауринкус, руководитель Госбезопасности. Он пожаловался в Прокуратуру, что президент, мол, находится в зависимости от международных преступников.
Считалось, что Паксас чересчур благосклонен к своему главному спонсору — бизнесмену Юрию Борисову, и даже подсобил тому с получением гражданства. Глава государства все отрицал, но весной
Мечис Лауринкус, бывший руководитель департамента Госбезопасности Литвы: «Разумеется, такой разговор был, но по поводу возможности в будущем, когда мы, возможно, станем членами НАТО. Я знал, я обязан знать, что происходит в мире, должен знать о том, что такая практика существует. Ответ президента был отрицательным. Я заверил его, что мы будем соблюдать ту позицию, которую сформулировал глава государства. Тут все немного мистифицировано».
Импичмент Паксасу стал первым подобным процессом в Европе, который завершился отставкой президента. Более того, суд запретил ему занимать высшие государственные должности. Но Паксас из политики не ушел. Он возглавил собственную партию, избирался в Европарламент. Если ему удастся доказать, что отстранили его тогда незаконно, ничто не помешает ему снова бороться за президентское кресло.