В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Петербургский ювелир». Здесь представлены не только произведениями искусства от именитых авторов, но и экспериментальные работы.
Наковальня на одном пальце — тиски на другом. Такие украшения можно встретить на выставке «Петербургский ювелир», которая открылась в Северной столице. Наряду с настоящими произведениями искусства от именитых авторов, в Манеже представлены экспериментальные, в том числе и студенческие работы.
Ювелирные изделия здесь соседствуют с камнерезными. А география участников охватывает почти всю Россию. Главные достижения отмечают на конкурсе «Ювелирный Олимп».
Репортаж корреспондент НТВ Павла Рыжкова.
Члены представительного жюри конкурса «Ювелирный олимп», рассматривая изделия беглым профессиональным взглядом, отмечают мельчайшие нюансы каждой работы. Некоторые поражают даже искусствоведов музеев Московского Кремля. В камнерезной пластике теперь модно делать животных, наделяя их человеческими качествами.
Татьяна Мунтян, старший научный сотрудник музеев Московского Кремля: «В Петербурге существуют оба жанра: и монокаменной скульптуры, и анималистической. И в лучших традициях прошлого эти фигурки не только изображают животных, они передают весь гротеск природы, ощущения, юмора».
Про этого попугая не скажешь, что это шедевр камнерезного искусства, а не живая птица с хитрым взглядом. Про фигурки Фаберже говорили, что они легкие и благодушные.
Сегодня мастера все больше тяготеют к изменению пропорций, уходя в неомодерн или авангард. И заодно от традиций Фаберже. Как в частной коллекции Максима Арциновича, для которой редкости куплены были прямо из мастерских ювелиров. Например, трость в виде гриба.
Марина Лопато, заведующая сектором художественного металла и камня Эрмитажа: «По сути это была одна из первых работ нового камнерезного искусства в России. И уже в этой работе было видно, что художники начинают отходить от Фаберже и так называемого фабержизма. а создают нечто свое и очень интересное».
Ювелиры стараются расширить границы творчества в буквальном смысле. Есть граненые раухтопазы просто огромного размера: самый большой оказался в 8105 карат. Удивили немцы, привезя на выставку камни с внутренней огранкой.
Галина Габриэль, председатель жюри международного конкурса «Ювелирный олимп»: «Их не интересует огранка в чистом виде. Так, как она наносится в бриллианте. Там 59 граней. Его интересует внутренняя структура камня. Обычный горный хрусталь и его огранка может давать абсолютно неожиданные эффекты».
Женщины на выставке не могут оторвать глаз от этнографических экспонатов — серьги народов мира. Они выставляются вместе с париками. Самые большие бухарские, полумесяцем египетские и витиеватые афганские. Они с портретом Тины Канделаки.
На выставке все специалисты отметили устойчивую тенденцию развития современного ювелирного искусства. В большинстве работ авторы из традиционных материалов делают изделия с хорошей долей иронии и юмора.
Так, в Манеже выставлен единственный в мире