В Приморском крае появилась уникальная заповедная свалка. Она расположена на территории заказника, где обитают леопарды.
В Приморском крае появилась уникальная заповедная свалка. Она расположена на территории заказника, где обитают леопарды. Земля принадлежит местной военной части, и ее руководство отвозить мусор в другое место отказывается.
В проблеме разбирался корреспондент НТВ Игорь Сорокин.
Кто на земле леопарда хозяин? Люди в военной форме, или краснокнижный хищник? Спор об этом вот уже год ведут между собой экологи и представители Министерства обороны. А поводом для шумных дебатов стала обычная мусорная свалка.
Водитель грузовика: «Мы каждый день сюда мусор возим. То две машины, по три,
Свалка на земле леопарда появилась ровно 60 лет назад. Это случилось одновременно с образованием здесь мотострелковой дивизии сухопутных войск. В этом же районе Приморья год назад был создан новый федеральный заказник «Леопардовый». Свалку военачальникам предписали убрать.
Александр Пантерин, начальник
С документами в руках, на которых красуется еще герб СССР, хозяин полигона утверждает, что свалка вполне законна, на нее есть все разрешения. Вот только с масштабами проблема — вместо отведенных тысячи квадратов она занимает места в три раза больше.
Военным не раз указывали на то, что за свалкой нужно следить и не допускать ее разрастания. И только в этом году дело впервые дошло до штрафных санкций. Проверка, проведенная весной сотрудниками Росприроднадзора, показала, что это место складирования твердых бытовых отходов никаким требованиям экологии не отвечает.
Снимки с фотоловушек, полученные в этом году, еще раз подтвердили утверждения экологов. Оказалось, что в районе свалки обитают два дальневосточных леопарда. Всего их в Приморье не больше 30, и такое соседство не идет им на пользу.
Андрей Фереферов, координатор проектов по сохранению дальневосточного леопарда Амурского филиала Всемирного фонда природы: «Идет негативное воздействие на природную среду. Свалка является источником пожаров и загрязнения почвы».
Свой вклад в пополнение свалки вносит и местное население, хотя каждый здесь знает, что отныне в заказнике нельзя не только мусорить, но и ловить рыбу, охотиться, рубить дрова и даже шуметь. Жить в таких условиях стало сложнее.
Николай Игнатьев, глава сельского поселения: «У местного жителя, получается, меньше прав, чем у леопарда».
Свой спорный объект военные пытаются привести в порядок с помощью бульдозера. Экологи на компромисс не идут и твердо выступают за полную ликвидацию свалки.