В Третьяковской галерее представляют неизвестную работу Натальи Гончаровой.
В Третьяковской галерее представляют работу Натальи Гончаровой «Купальщицы». Более полувека огромное полотно — из трех частей — находилось в мастерской художницы, а позже в хранилищах музея.
Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев рассмотрел пазл накануне официальной презентации.
Наталья Гончарова — личность яркая, неординарная, культовая. Современники отмечали ее мужской стиль одежды, считали сторонницей свободного брака. Ее авангардистским творчеством одинаково восхищались и в Европе, и в России. Тем удивительнее, что самая большая работа Гончаровой — триптих «Купальщицы» — практически неизвестна даже искусствоведам.
До последнего момента устроители выставки на Крымском валу даже и не знали, сколько экспонатов будет представлено — один или три. И только несколько дней назад, сложив отреставрированные части триптиха воедино, убедились: краски плавно переходят с одной части картины на другую. Раму решили сделать общую, размер полотна 5 метров на 2,5. То, что выставленный шедевр — это «Купальщицы», узнали опять же случайно. Эксперты нашли каталог Парижской выставки осени 1922 года.
Людмила Квашнина, хранитель собрания Н. С. Гончаровой, заведующая отделом фондов дореволюционного искусства Государственной Третьяковской галереи: «Она пришла к нам без названия. Мы ее называли просто — декоративная композиция».
Собственных средств на реставрацию полотна у Третьяковской галереи не было. А когда его продемонстрировали потенциальным спонсорам, у тех был шок: неужели это по виду тряпочка и есть бесценное произведение искусства. Хранение в свернутом виде, без подрамника привело к деформации, появлению замятин, складок и порезов.
Андрей Замков, реставратор Государственной Третьяковской галереи: «Вещи были просто в плачевном состоянии. Сложно было увидеть в них то, что можно выставить… Скорее хотелось плакать над ними, а выставлять совсем не хотелось».
Пока рабочие вешали восстановленную картину на стену, в зал потянулись хранители и искусствоведы. Ведь эта работа не описана ни в одной монографии по творчеству Натальи Гончаровой. И если не считать далекой осени 1922 года, то можно сказать, что сейчас состоялся премьерный показ полотна
Тут же в зале разгорелись дискуссии, купаются ли женщины в бане или на реке, и сколько всего купальщиц на картине. К единому мнению так и не пришли, так что зрители могут попытаться разгадать эту головоломку лично.
Андрей Замков, реставратор Государственной Третьяковской галереи: «Я насчитываю трех девушки,
Увидеть картину в зале экспозиций Третьяковке на Крымском валу зрители смогут, начиная с завтрашнего дня.