«Рабочий и колхозница» — один из самых знаменитых памятников СССР и России — вернулся на прежнее место, и сегодня будет торжественно открыт. На реставрацию скульптуры, которую называют эталоном, символом и эмблемой ушло шесть лет: потребовался существенный и затратный ремонт.
Как готовятся к открытию — узнал корреспондент НТВ Алексей Ивлиев.
Торжественная церемония открытия отреставрированного монумента «Рабочий и колхозница» запланирована сегодня на вечер. Помимо цветовой подсветки, яркой иллюминации, музыкального сопровождения москвичи увидят и праздничный фейерверк.
Однако устроители обеспокоены тем, что из-за плотной облачности и ранних сумерек в столице журналисты не смогут разглядеть творения Веры Мухиной. Освободить от покрывала две фигуры решили еще засветло, чтобы обновленные представители пролетариата предстали во всем блеске и красе.
Вера Мухина при жизни не раз жаловалась, что после Парижской выставки ее монумент на ВДНХ в Москве водрузили очень низко: 10-метровый постамент она называла пеньком. Реставраторы пошли навстречу пожеланиям великого скульптора. Как и задумывалось ею, высота постамента была увеличена до 30 метров. А внутри его будет располагаться музей, посвященный истории создания монумента.
Специалисты в один голос говорят: монументальные творения Веры Мухиной — это почти современный самолет по сложности, технологиям изготовления, несмотря на то, что создали его в 30-е годы.
Евгений Коблов, генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»: «Эту скульптуру строили по инновационным технологиям. Она практически представляет собой фюзеляж самолета: обшивка, силовые наборы, ребра жесткости. И строили ее на предприятиях авиационной промышленности в 37-м году».
Когда в 2003 году реставраторы из-за ветхости разобрали монумент на 40 блоков, казалось, что он навсегда потерян. Степень износа металла была столь высока, что опасались, что «Рабочего и колхозницу» можно только воссоздать заново, но не отреставрировать. Жители окрестных домов пристально следили за судьбой монумента.
Как и в 30-е годы, единственным, кто взялся за почти безнадежное дело, стало авиационное предприятие, разрабатывающее покрытия для боевых и гражданских самолетов. Решать реставраторам пришлось сотни вопросов: как воссоздать внутренние канаты, удерживающие блоки вместе, каким должно быть покрытие, чтобы предотвратить новую коррозию металла, или где добыть гигантские болты и гайки, общий вес которых более семи тонн.
Евгений Коблов, генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»: «Возникла проблема изготовления болтов. У нас в стране таких болтов диаметром 24 миллиметра из нержавейки не выпускается».
Более шести лет напряженной работы, самые новейшие разработки, и «Рабочий и колхозница» заняли свое привычное место. При этом специалисты говорят, что эта задача была для всех настоящим вызовом.
Евгений Коблов, генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»: «185 тонн надо было поднять, за 30 минут поставить на постамент, при этом 64 анкерных болта, на которые устанавливается памятник, а точность посадки — плюс-минус миллиметр. Фантастика!»
Реставраторы говорят, что новейшие авиационные разработки, применявшиеся при проведении работ, позволят сохранить монумент как минимум сто лет.