Как между легендарными полярниками России и Америки растаял лед? И что за бесценный груз, спустя десятки лет, прибыл в петербургский институт Арктики из Сиэтла?
Покидая во времена холодной войны
Это настоящее северное сокровище прибывает к институту Арктики. Ящик тяжелый. Знаменитый полярник Игорь Мельников никому не доверяет эту ношу.
Игорь Мельников, океанолог, полярный исследователь: «Ныряешь, под тобою 4 километра глубины, а над тобою
И вокруг меня засветились морские существа. Они пульсировали, и я оказался как в волшебном царстве».
Валерий Лукин, начальник дрейфующей станции «Северный полюс — 22»: «С борта самолета мы увидели ледяной остров, который потом стал основой для станции „Северный полюс — 22“».
На льдине советская станция проработала 8,5 лет, что стало абсолютным мировым рекордом продолжительности дрейфа. Как начальник самой последней смены Лукин закрывал станцию. Тогда многое пришлось оставить, в том числе и фанерный щит с названием. Казалось, что навсегда. Но позже выяснилось, что на другом континенте, в американском Сиэтле, хозяин уютного дома бережно хранит память о дружбе с русскими. Здесь сохранились и карта с маршрутом дрейфа той самой станции, и шапка с юбилейными значками.
Джон Биттерс, полярный исследователь: «Вот фотография с членами экспедиции, они нас приветствовали в лагере. А вот тут находилась табличка, над этим зданием».
Джон Биттерс — легендарный полярник, совершавший экстремальные прыжки с парашютом на северный полюс. Это он сохранил реликвию в своем гараже. Биттерс рассказал, как к нему попала уникальная табличка. Оказывается, все дело в холодной войне. На обезлюдевшую станцию высадились американцы, чтобы проверить, чем там русские занимались. Теперь, спустя много лет, памятный знак, наконец, вернулся к своим владельцам.
Подробности — в репортаже «Итогов дня».