В Тамбовской области открыли исправительный центр для осужденных за незначительные преступления. Комплекс представляет собой нечто среднее между колонией общего режима и недорогой гостиницей.
В поселке Зелёный в 40 километрах от Тамбова находятся сразу две исправительных колонии — общего и особого режимов. Недавно там открылось еще одно исправительное учреждение — комфортного режима. В народе отремонтированную бывшую казарму за колючей проволокой называют «тюрьмой класса люкс».
Подобный исправительный центр — первый в Центральном федеральном округе. Туда попадают осужденные за нетяжкие преступления, приговоренные к принудительным работам. Начальник нового центра, майор Вячин, прослуживший в системе исполнения наказаний четверть века, не скрывает: был поражен нововведениями.
Владимир Вячин, начальник исправительного центра №1 УФСИН по Тамбовской области: «Я привык, что в колонии металлические спинки, металлические сетки, все казенное. А тут не то чтобы домашнее, но как гостиница, вполне».
Осужденный за драку с сестрой житель Тамбова Егиазаров не поверил своим глазам, увидев на зоне двухместные и трехместные комнаты с видом на парк, просторную кухню с холодильником и микроволновой печью. Питание здесь на выбор: можешь готовить себе сам, а если не хочешь — тогда завтрак, обед, ужин доставят из столовой соседней колонии.
Юрий Егиазаров, осужденный: «Я попал в такую ситуацию, у меня дома так не было».
Исправительный центр рассчитан на 70 осужденных, пока наказание здесь отбывают лишь четыре человека.
Николай Алушкин, оперативный дежурный исправительного центра №1 УФСИН по Тамбовской области: «Утром встают, уходят на работу, приходят — свои дела, ужин и непрерывный сон восемь часов».
Сергей Артамкин попал в исправительный центр за неуплату алиментов. Трудоустройство там и почти домашняя обстановка для него, как спасательный круг.
Сергей Артамкин, осужденный: «Жесткие условия будут, человек еще злее станет».
Начальник центра пытается с каждым осужденным найти общий язык, вместе планируют благоустраивать территорию, сделать спортплощадку, выращивать урожай.
Владимир Вячин: «Я им предложил: сходите в магазин, купите семена, какие хотите — редиски, петрушки, лука. Юрий Сергеевич начал копать, я говорю: „Лучку посади себе“».
В свободное время развлечения на любой вкус — от просмотра телевизора до пения. Сотрудники исправительного центра рекомендуют осужденным окончательно не расслабляться, за провинности — несоблюдение режима или отказ от работы — грозит штрафной изолятор, хотя он тоже класса люкс — со всеми удобствами и видеодомофоном, но попадать сюда чревато.
Владимир Вячин: «Может после этого помещения попасть и в колонию, в зависимости от нарушения».
Начальник центра убежден: комфортный режим способствует быстрейшему исправлению преступников, за усердную работу освободят досрочно.
Юрий Егиазаров: «Освобожусь, думаю, все будет хорошо. Девушку нашел. Разговариваем по телефону с ней, нам разрешают, кстати, здесь».
Осужденных окружают терапевтическими метафорами и глубокомысленными цитатами. На свободу из комфортабельной тюрьмы отпускают со словами «Умнее будь и улыбнись!».